Захотят ли россияне инвестировать в дорожную инфраструктуру?
Об обсуждении такого механизма сообщил глава Минтранса Евгений Дитрих. Что это могут быть за бумаги, чем они могут быть интересны частным инвесторам и что вызывает вопросы у экспертов?
Читать на полной версииЗа прошлый год частных инвесторов в России стало на 3 млн больше, и многие теперь с интересом смотрят на деньги на их счетах. Вот и Минтранс задумался, как занять у населения под финансирование инфраструктурных проектов.
Министерство ссылается на положительный опыт Минстроя, хотя участники рынка говорят, что ипотечные облигации не пользуются большой популярностью у частных инвесторов. Да и в целом, пока в этом году депозитные ставки не упали до неприличного минимума, на рынок выходила лишь малая часть вкладчиков, говорит руководитель «Инфраструктуры России» Станислав Машагин.
Что касается конкретных бумаг, которые могут появиться, госкорпорация «Автодор» может разместить «вечные» облигации. Такие бумаги не предполагают погашения основного долга, но по ним регулярно выплачивается купон. Кроме того, рассматриваются инфраструктурные бонды, доходность которых будет обеспечиваться за счет выручки от платных объектов.
«Автодор» — эмитент надежный, по сути, госкомпания, и бумаги, скорее всего, будут привлекательные, но удивляет другое, отмечает президент компании «Московские партнеры», профессор ВШЭ Евгений Коган.
«Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» — самый дорогой и самый недофинансированный из национальных проектов Кремля. Вероятно, Минтранс прав, и частные инвесторы действительно захотят поучаствовать в финансировании строительства тех или иных транспортных объектов и получить надежную бумагу с устойчивым купоном в свой портфель. Но вряд ли только деньгами частных инвесторов удастся решить вопрос финансирования амбициозных проектов.