В понедельник суд должен вынести решение по делу журналистки Прокопьевой
Ее обвиняют в оправдании терроризма. Прокуратура запросила для Светланы Прокопьевой шесть лет реального заключения и четыре года запрета на профессию. Между тем обвинение построено лишь на оценках экспертов, к которым у защиты немало вопросов
Читать на полной версииВыступая 7 ноября 2018 года в эфире «Эха Москвы в Пскове», Светлана Прокопьева рассуждала о мотивах, которые могли быть у 17-летнего анархо-коммуниста Михаила Жлобицкого для того, чтобы совершить самоподрыв у приемной архангельского ФСБ. Террорист погиб, а трое сотрудников были ранены. Прокопьева увязала произошедшее с социальной и политической обстановкой в стране и с тем, что юноша ответил насилием на насилие, которое он всю свою короткую жизнь видел в отношении своих сторонников со стороны государства.
Через три месяца к Светлане пришли с обыском. Оказалось, что против нее возбуждено уголовное дело по новой статье «оправдание терроризма». Следствие представило сначала одно экспертное заключение, затем второе, которое во многом противоречило первому, а затем еще одно, по поводу которого у защиты были серьезные процессуальные возражения. Но к процедурной стороне и тому, как судья проводит процесс, ни у кого серьезных претензий не было.
И на его решение сейчас вся надежда, говорит главный редактор газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин.
Денис Камалягин главный редактор газеты «Псковская губерния» «Исходили из того, что якобы она не осудила террористов, то есть если не осудила, значит, одобрила — такая позиция. Мне суд показался адекватным. Надеюсь на их нормальное решение, потому что адвокаты в прениях очень хорошо все разложили, и мне кажется, любой адекватный суд тут примет верное решение. Очевидно, что даже процессуально прокуратура подложила отдельные документы, не соответствующие закону, чтобы добиться подтверждения своей позиции».
То, что прокуратура запросила реальный срок для журналистки, выполнявшей свою профессиональную деятельность, еще ничего не значит. Прокуратура — это всего лишь сторона процесса, а решает все суд, говорит председатель Совета по правам человека при президенте РФ Валерий Фадеев.
Валерий Фадеев председатель Совета по правам человека при президенте РФ«Мало ли что там прокуратура запросила. Когда там суд решает? В понедельник, что ли? Посмотрим в понедельник. Есть заявление Союза журналистов, рано еще об этом говорить. Позиция из СПЧ может быть только в том случае, если собирается целиком СПЧ и голосует».
Увы, российские суды практически не выносят оправдательных приговоров, тем более по подобным резонансным делам. В судебном сообществе считается, что оправдательный приговор считается признанием профессиональной ошибки. Поэтому можно надеяться, что будет найдена процедурная уловка, чтобы прекратить дело.
В том, что Светлана Прокопьева невиновна, уверен бывший председатель СПЧ Михаил Федотов, который пристально следит за делом с самого начала.
Михаил Федотов бывший глава Совета по правам человека при президенте РФ «Я думаю, что решение суда будет либо возвращение дела в прокуратуру, поскольку есть непреодолимые обстоятельства, которые мешают вынести определенный приговор, а именно наличие противоречащих друг другу экспертных заключений. Другой вариант — это штраф. Но любой обвинительный приговор, безусловно, будет несправедлив. В ее действиях нет состава преступления. Я читал эту заметку. Я не нашел там никакого оправдания терроризма».
Требования прекратить процесс над Светланой Прокопьевой высказывали множество ее коллег по отдельности, а также консолидированно через российские Союз и Профсоюз журналистов. Кроме этого, в ее поддержку высказывались представитель ОБСЕ по свободе СМИ Арлем Дезир, комиссар Совета Европы по правам человека Дуня Миятович и целый ряд российских и международных неправительственных организаций. Петиция в поддержку Прокопьевой собрала более 150 тысяч подписей.
Второй военный суд Пскова назначил вынесение решения по делу Прокопьевой на полдень понедельника.