Обновлено в 22:04

В среду Московская биржа вместе со всей страной отдыхала. Но на мировых площадках торги, в том числе российской валютой, продолжались. И в ситуации, отчищенной от покупок и продаж на российском рынке, — рубль подрос, и доллар стоил меньше 71.

Росли валюты и других развивающихся стран. Предыдущее падение объясняли классической фразой: «Снижение аппетита инвесторов к риску». Но есть мнение, что в первую очередь сыграл другой фактор — выплаты дивидендов российскими компаниями. Это как раз происходит летом. И замечено, что эти выплаты, несмотря на пандемию, если и снизились, то совсем ненамного. А у некоторых компаний, вроде «Газпрома», они и вовсе близки к рекордным.

Соответственно, значительная часть этих выплат обычно уходит в валюту, что и подстегнуло падение рубля, объясняет руководитель операций на валютном и денежном рынках Металлинвестбанка Сергей Романчук.

Сергей Романчук руководитель операций Металлинвестбанка на денежном и валютном рынках«Подсчеты показывают, что дивиденды, которые будут выплачены в этом году, всего лишь на 5% меньше, чем в прошлом году. Рынок оценил, что дивидендов будет меньше выплачено, будет больше потребность покупки валюты. То есть всего дивидендов выплачивается по 50 крупнейшим компаниям около 30 млрд долларов, и из них порядка 8-9 млрд может быть конвертировано из рублей в валюту. Как показывает анализ сезонных колебаний, в течение июня и начала августа в подавляющем большинстве случаев рубль ослаблялся».

Что будет с рублем дальше, стоит ли сейчас продавать доллары или, наоборот, покупать в ожидании дальнейшего ослабления рубля? Опрошенные аналитики в основном дать ответ затрудняются. Просто есть факторы, которые пока предсказать никто не может.

Например, взволновавшая США публикация о том, как Россия якобы финансирует запрещенную в нашей стране террористическую организацию «Талибан». Рынок пока на это не отреагировал, говорят инвесторы. Но если история будет раздуваться вплоть до обсуждения новых санкций, то это, конечно, увлечет рубль вниз. Плюс обсуждение новых санкций против российского газопровода «Северный поток — 2». На что довольно резко отреагировала Ангела Меркель, назвав эти пока предполагаемые ограничения экстремальными.

Комментарий и прогноз инвестиционного менеджера компании «Открытие Брокер» Тимура Нигматуллина.

Тимур Нигматуллин аналитик компании «Открытие Брокер» «Настроение инвесторов довольно часто меняется, тем более в последние несколько кварталов это связано с очень плотным и разнообразным потоком информации. Я затрудняюсь сказать, куда пойдет рубль. Наши аналитики делали расчеты, и базовый сценарий показывает, что справедливый курс, взвешенный с учетом всех рисков, всех курсообразующих факторов к концу текущего года ниже 65 рублей за доллар. Понятно, что прогнозирование валюты очень осложнено спекулятивным влиянием на рынок, но так или иначе фундаментально рубль должен быть существенно крепче».

Наконец, еще один потенциальный фактор, который обсуждает рынок. Минфин недавно намекнул, что может ослабить бюджетное правило. Именно оно позволило отвязать курс рубля от котировок нефти. Когда баррель нашей марки Urals стоит больше примерно 43 долларов, то на все, что выше, наши финансовые власти покупают валюту, что сдерживает курс рубля и не дает ему улететь вслед за нефтью. Соответственно, когда цена нефти ниже, то мы продаем валюту из кубышки и отправляем ее в бюджет. И это удерживает рубль от падения.

Если же отменить или ослабить это правило, то наша валюта будет сильнее зависеть от нефтяных цен. А что с ними будет в ближайшее время, конечно, никто предсказать не может. Пока же баррель Brent вернулся в, скажем так, нейтральное состояние, то есть около 42 долларов.

Зато курс отчистился от, может быть, не самого влиятельного, но психологически важного фактора. Летом население пристально следит за стоимостью валюты, потому что ее покупают для поездок за границу, и от курса зависит цена туров. Купить, конечно, можно и сейчас, но поехать и потратить доллары и евро — пока некуда.

Тем временем американский сенатор-демократ Боб Менендес внес поправки в оборонный бюджет страны, которые предусматривают санкции против российских властей за предполагаемый «сговор» с талибами. Комментируя это, пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков заявил, что «в Вашингтоне сейчас происходит много труднообъяснимого».