Как обязательная маркировка лекарств и обуви повлияет на производителей?
С 1 июля в России вводится обязательная маркировка лекарств и обуви. Business FM узнала у игроков рынка, в чем ее преимущества и недостатки
Читать на полной версииОбязательная маркировка лекарств и обуви в РФ вступает в силу с 1 июля. Информацию об их производстве, хранении, обороте будут вносить в систему мониторинга.
Лекарства для больных рядом тяжелых заболеваний, произведенные до 1 июля, можно перевозить, хранить и продавать без маркировки до истечения срока годности.
Оператор системы маркировки «Центр развития перспективных технологий» не ожидает перебоев с поставками препаратов или их дефицита.
Ранее в фарминдустрии звучали сомнения по поводу целесообразности маркировки, говорит заместитель генерального директора ООО «Иммунотехнологии» Иван Глушков.
Иван Глушков заместитель генерального директора ООО «Иммунотехнологии» «Правительство обещало индустрии возможный доступ к данным системы. Если бы правительство это обещание реализовало, индустрия окупила бы свои инвестиции за счет оптимизации производства и дистрибуции. Но, к сожалению, пока правительство не сдержало слово. Маркировка позволяет учитывать движение каждой упаковки лекарственных препаратов по рынку. Если такой учет может делать только государство, это абсолютно фискальная функция. Единственная выгода, которая от этого есть, это выгода для государства : оно может эффективнее и точнее рассчитывать налоговые обязательства. Если доступ к информации имеет не только государство, тогда тема маркировки начинает работать как механизм в общих интересах индустрии, государства и пациента, позволяя индустрии планировать свои поставки и обеспечивать наличие лекарственных препаратов в аптеках.
Производители обуви введение маркировки приветствуют. Комментирует владелец обувной компании Zenden Андрей Павлов.
Андрей Павлов владелец обувной компании Zenden «Маркировка принципиально не повлияет на стоимость товара. Тот эффект, который даст введение маркировки, плюс отмена патента ЕНВД для белых игроков отрасли, значительно отыграет расход. Мы к этому готовились уже больше года. Больших сложностей не видим, видим больше перспектив. С помощью маркировки и налоговых изменений с рынка уйдет доля серых игроков. Все знают объем легального рынка, за прошлый год это, по-моему, около 400 миллионов пар, долю нелегального оцениваем еще в несколько сотен миллионов пар».
Минпромторг полагает, что затраты, связанные с маркировкой, не приведут к росту стоимости товаров. С этим согласны и эксперты. Открываются дополнительные преимущества, говорит управляющий партнер юридической фирмы «Интеллектуальный капитал» Роман Скляр.
Роман Скляр управляющий партнер юридической фирмы «Интеллектуальный капитал» «Что касается лекарственных средств, отрасль и так достаточно сильно зарегулирована. Если говорить об увеличении какого-то налогового поступления в бюджет, я не думаю, что произойдут существенные изменения, так как крупные производители давно уже работают в белую. Если мы говорим об обуви, здесь, конечно, можно ожидать существенного увеличения официальной статистики по продажам. Производители смогут более четко контролировать товар, поступление его на территорию РФ, контрафакта станет существенно меньше, увеличится возможность для защиты бренда. Несколько лет назад произошло подобное регулирование на рынке меховых изделий, так вот, продажи меховых изделий за год в РФ официально увеличились в 13 раз. У нас уже есть по плану, что в этом году будут введены маркировки еще ряда товаров — фотокамер, духов, шин. Думаю, в дальнейшем перечень товаров будет расширяться».
Для маркировки используется двухмерный код в формате Data Matrix. Он наносится на упаковку или товарный ярлык и содержит детальные данные о продукте: наименование, производитель, дата, время и место выпуска.
Ожидается, что к 2024 году будет создана единая национальная система маркировки и отслеживания товаров.
С 1 июля 2020 года в России прекращается оборот немаркированных сигарет и папирос. Их выпуск был прекращен год назад, но оборот допускался.