Около 200 тысяч работающих москвичей до сих пор не смогли приступить к своим обязанностям. При этом всего в Москве работают свыше 7 млн человек. Об этом в интервью продюсеру Business FM Дарье Горшковой заявил заммэра столицы по экономике Владимир Ефимов.

Прошла уже неделя с тех пор, как в Москве полноценно открылся ресторанный бизнес. Как вы оцениваете его первые итоги, есть ли действительно большой спрос, сильно ли он изменился, если сравнивать с прошлым летом? Как вообще сейчас в ресторанах идут дела?
Владимир Ефимов: Если говорить про ресторанный бизнес, то положительная динамика в этой отрасли наиболее заметна. Если говорить про первый этап снятия ограничений, открытие летних веранд, то спрос сразу вырос на 60%, потом после полноценного открытия ресторанов в городе дополнительный среднесуточный оборот вырос еще на 40%. А если мы сравниваем с мартом текущего года, до введения всех ограничений, то оборот текущего года превышает мартовский объем почти в полтора раза. За счет чего произошло такое достаточно быстрое восстановление? Во-первых, это период ожидания и хорошая летняя погода. Если сравнивать с оборотами прошлого года, то выручка в этой отрасли приблизительно на 15-20% больше, чем в аналогичный период прошлого года на текущий момент.
Здесь, наверное, еще эффект накопленного ожидания или отложенного спроса сыграл свою роль?
Владимир Ефимов: Я думаю, это тоже играет свою роль. Но если говорить про отложенный спрос, то это был бы всплеск одного-двух дней. Мы видим стабильную динамику по объемам потребления на протяжении всех недель, когда постепенно снимаются ограничения. Причем это касается не только сферы общепита, но и других отраслей, которые понесли наибольший урон в период действовавших ограничений. Если брать в целом весь перечень отраслей, которые признаны на уровне города, на уровне федерального правительства пострадавшими, то мы видим рост на 80% относительно объема потребления марта текущего года. Безусловно, это частично отложенный спрос, но, по нашим прогнозам, спрос не упадет до уровня существовавших ограничений, а волнообразный повышенный спрос в ближайшие месяц-полтора компенсирует те выпадающие доходы, которые компании понесли в период действовавших ограничений.
Если говорить про самые пострадавшие отрасли, то из них кто наиболее пострадал, кому сейчас, когда все более-менее восстанавливается, наиболее трудно, если сравнивать с другими?
Владимир Ефимов: Мы понимаем, что есть определенные сложности с заполнением гостиниц туристами, поскольку в силу понятных причин есть ограничения на посещение страны иностранными туристами. Это также сказывается и на внутренних авиаперевозках, и на внешних. Это те две отрасли, которые, несмотря на снятые ограничения, пока еще не работают полноценно в режиме летних месяцев, когда был достаточно большой наплыв туристов. Но мы ожидаем, что постепенно частично, например в авиаперевозках и в гостиничном бизнесе, внутренний туризм начнет замещать внешний, и надеемся, что в ближайшее время все-таки решения будут приняты, эпидемиологическая обстановка позволит открывать границы.
Какие-то меры поддержки гостиничного бизнеса сейчас принимаются?
Владимир Ефимов: Гостиничный бизнес — это отрасль, которая была признана пострадавшей наравне с другими отраслями. Напомню, что гостиницы формально свою деятельность не прекращали, просто было существенное снижение спроса. Для них предоставлены все те же самые отсрочки по налоговым платежам, в том числе снижение или отмена арендных ставок со стороны города в тех случаях, когда арендуется городская недвижимость.
Если говорить про рестораны, поскольку сейчас все уже заработало в полной мере, наверное, можно сделать какие-то предварительные или, может быть, даже уже не предварительные выводы, много ли заведений не смогли открыться?
Владимир Ефимов: Я вам точную цифру не скажу, но по мониторингу, который мы ведем, абсолютное большинство заведений вернулось в режим работы. Кто-то не восстановил полностью объем работы, это связано с тем, что есть ряд ограничений, связанных с соблюдением социальной дистанции, расстановкой столов. Но мы видим очень положительную динамику, которая говорит о быстрой адаптации этого рынка, рынка общественного питания, к сложившимся ограничениям. Более того, в последние недели действовавших ограничений, когда еще ни летние веранды, ни залы не работали, объем выручки предприятий общественного питания в целом по полному кругу предприятий в Москве составлял 65% от той среднесуточной выручки, которая была у них в марте, то есть в момент, когда рестораны работали и были открыты и работали в нормальном режиме. Это говорит о том, что, помимо всего прочего, то, что открылись залы, открылись летние веранды, рестораны адаптировались к доставке готового питания. И я думаю, эта форма работы у них сохранится и будет приносить дополнительную выручку.
Поскольку Москва — столица ивент-отрасли, много ли сейчас предприятий уже открылось? Кто, наоборот, не может пока еще все-таки возобновить свою работу даже не в силу каких-то норм и предписаний, а в силу каких-то своих внутренних причин и невозможности работать заново?
Владимир Ефимов: У нас есть ограничения, связанные с проведением культурных массовых мероприятий. К сожалению, пока мы такое решение по предписаниям Роспотребнадзора принять не можем, но полноценно заработали фитнес-клубы, физкультурно-оздоровительные комплексы, которые частично реабилитируют и возобновляют работу, в целом соответствующие отрасли.
У нас еще открытие кинотеатров предстоит в ближайшее время.
Владимир Ефимов: Да, открытие кинотеатров, театров — все это предстоит. Проведение концертов, массовые и культурные мероприятия пока еще у нас не возобновили полноценно свою работу, поэтому здесь есть определенные ограничения. Но, повторюсь, меры поддержки, которые мы принимали, распространяются на данные сферы, действуют они по отсрочкам до конца текущего квартала, соответственно, посмотрим, как будет дальше складываться ситуация, при необходимости будем их продлевать.
Если говорить в целом в процентах или в абсолютном выражении, сколько московских предприятий сейчас уже работает? Поскольку время проходит и постоянно снимаются какие-то новые ограничения, новый виток, кто-то начинает работать, то какой предварительный итог?
Владимир Ефимов: По нашим оценкам, всего около 200 тысяч из 7 млн 300 тысяч работающих в городе Москве [сотрудников] на сегодняшний момент не могут полноценно выполнять свои обязанности, выходить на работу из-за действующих пока ограничений. В целом, если говорить про экономику города, то можно сказать, что она вышла практически на 100-процентную работоспособность. Если говорить про промышленные предприятия, то практически все предприятия восстановили свою загрузку. Есть по ряду предприятий снижение объемов производства, это связано в первую очередь с тем, что сокращается объем спроса на внешних рынках. Но мы надеемся, что до конца года предприятия выйдут на прежние объемы экспорта, выручки и производства.