Учителя — о школе будущего в представлении Германа Грефа
Глава Сбербанка рассказал о разрабатываемой модели обучения, в которой нет экзаменов и оценок, есть цифровая платформа, а у детей развиваются так называемые мягкие навыки
Читать на полной версииСможет ли традиционная школа стать фабрикой, где дети будущего пройдут адаптацию к стрессорным обстоятельствам текущей жизни? Такой вопрос задал Герман Греф и сам на него ответил: нет. Модель сегодняшней школы — ученики затылок в затылок, учитель дает материал и потом проверяет. Ни Грефа, ни школьников такой расклад не устраивает, рассказал в интервью ТАСС глава Сбербанка.
Греф не впервые критикует современное российское образование, но и сам подвергается критике. В начале июня Никита Михалков посвятил главе Сбербанка одну из своих программ «Бесогон». Режиссер обвинил Грефа в том, что тот хочет погубить традиционное образование, продвинув, пользуясь пандемией, программу «Образование-2030»:
В интервью ТАСС Греф сказал, что никогда не видел программу, о которой говорил Михалков, и объяснил, что представляет собой модель обучения, которую он разрабатывает со своей командой. В нее входит, например, развитие мягких навыков: коммуникативность, критическое мышление, креативность и, самое главное, умение принимать решения, чему не учат в школах и даже вузах. Большое значение придается цифровой платформе. При этом Греф считает, что к переходу на онлайн-обучение не готовы ни школа, ни дети, да и вообще идеал — это когда гувернер ходит за учеником и постоянно его учит, но это нереально.
Business FM попросила почитать интервью сопредседателя межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» Всеволода Луховицкого, и вот его оценка:
Всеволод Луховицкий сопредседатель межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» «Из всех этих цитат видно, что Герман Оскарович в принципе ничего не знает и не понимает ни в образовании, ни в школе. Школа сравнивается с фабрикой. «Нам это нужно, мы хотим, чтобы так было». Кто такие эти «мы»? Я так понимаю, что это он рассуждает со своей точки зрения, во-первых, предпринимателя, банкира, и, во-вторых, с точки зрения, скажем, политика и государственного деятеля. Он сейчас упрекает школу, что школа отстала. Такого не бывает. Школа всегда соответствует тому уровню общества, который есть. Кстати, еще в 70-е годы, когда я учился в педагогическом институте, уже тогда говорили, что учитель должен учить не только по учебнику, но и развивать личность, творческие способности и креативность».
Председателю Национального родительского комитета, члену Общественной палаты РФ Ирине Волынец, напротив, идеи Грефа нравятся:
Ирина Волынец председатель Национального родительского комитета, член Общественной палаты РФ «Он не против оценки знаний, но против того, чтобы накапливать эти периоды для такой целенаправленной сдачи больших объемов информации, потому что это для ребенка является стрессом. При этом никто не говорит о том, что ребенок обучается бесконтрольно. По окончании каждого учебного периода проверка уровня знаний проходит в стандартном плановом порядке. Конечно же, это гораздо полезней и удобней и для детей, и для взрослых. Мы все знаем о том, насколько сильным источником стресса является ЕГЭ, ОГЭ. Эти экзамены, к сожалению, показывают часто не реальный уровень знаний учащихся, а то, насколько ребенка натаскали».
В какой-то степени новую модель обучения Грефу удалось воплотить в проекте «Хорошкола», где учатся его дети. Там нет оценок как таковых, хотя на выпуске все их получают в соответствии со стандартами. И там нет экзаменов, но по каждому пройденному материалу ребенка тестируют, и если тест не сдан, то дальше он продвинуться в обучении не может.
Греф поделился, что его дочь поздно ушла на каникулы — оказалось, не все тесты сданы, и платформа ее не отпускала. В «Хорошколу», кстати, активно идет набор учеников. Стоимость обучения — 80-90 тысяч рублей в месяц.