Получится ли у «Автодора» семилетка за четыре года и решит ли он суперзадачу?
Ведомство планирует завершить трассу Москва — Казань в рекордные сроки: не к 2027-му, а к 2024 году. Каковы перспективы строительства самой протяженной платной дороги России?
Читать на полной версииТрассу Москва — Казань хотят построить за четыре года. «Это просто суперзадача. Мы должны через месяц начать проектирование и к концу года начать заниматься подготовкой территории», — цитирует ТАСС главу «Автодора» Вячеслава Петушенко. По его словам, прецедентов строительства трассы таких масштабов в настолько сжатые сроки нет ни в истории России, ни в истории Советского Союза, за исключением Второй мировой войны, но «если задачу такую поставить, это реально».
Протяженность трассы Москва — Казань составит более 700 километров, расчетная скорость движения — 120 километров в час, стоимость строительства, по данным РБК, более 600 млрд рублей при 70-процентном участии государства.
Стоимость проезда для легковых автомобилей составит примерно 2,5 тысячи рублей, для грузовиков — шесть тысяч. Магистраль станет дублером трассы М7 «Волга», но будет следовать в обход населенных пунктов. Реалистичны ли планы «Автодора»? Рассуждает директор Центра транспортного моделирования ВШЭ Александр Кулаков.
Александр Кулаков директор Центра транспортного моделирования ВШЭ «Тут все зависит от проекта. Если это полностью новая дорога по совершенно новым участкам, то это практически нереальная задача. Проектирование шло и до настоящего момента, вопрос в том, что это проектирование имеет несколько вариантов прохода дороги. Но если это четыре года, то, скорее всего, это проект, который связан не с полным строительством от начала до конца, а со строительством отдельных участков и с реконструкцией уже существующих. Когда заявляют о сроках строительства — 2027 год, или 2024-й, или 2035-й, речь просто идет о реализации определенного проекта. Все связано с трудозатратами и финансовыми расходами. Я так понимаю, что, скорее всего, сокращение сроков стало возможно потому, что проект наиболее бюджетно малоемкий, я понимаю это так. Нет такого, чтобы пятилетку в два года, то есть здесь нет смысла».
Единого подрядчика у трассы не будет, будет единый заказчик в лице компании «Автодор», заявил ранее вице-премьер Марат Хуснуллин. Чиновник признает, что с учетом таких долгостроев, как M11 «Нева» и ЦКАД, у многих проект вызовет скепсис, но сам он настроен оптимистично. Как выразился Хуснуллин, сейчас правительство «собирает все силы страны», чтобы распределить их на девяти участках и постараться построить дорогу в рекордные сроки.
Можно ли предполагать, откуда такая спешка? Ситуацию комментирует независимый аналитик Дмитрий Адамидов.
— Спешка, потому что бюджет, хочется бюджета, потому что сейчас какие-то крупные истории заканчиваются, ЦКАД многострадальный, но тем не менее он как-то завершается. Это в основном борьба за бюджет, потому что иначе делать будет нечего и народ придется думать, чем занимать, еще, не дай бог, распускать. А тут потихонечку переходим на новую стройку, и это главный мотив. Пообещать можно, но мы все знаем, что у нас стройки переносятся. Начальство, конечно, ругается, но никого не посадили, никого не расстреляли. Поэтому ну не достроят они в 2024-м, построят в 2025-м.
— Ведь 2024 год неспроста же?
— Да, просто в политический цикл уложиться, но это же потом можно и не делать, главное же — заявить, а там уже будет видно».
Несмотря на высокую стоимость проекта — более полутриллиона рублей, — рассматривать его исключительно как трату денег было бы упрощением. По планам «Автодора», трасса Москва — Казань должна стать частью транспортного коридора, связывающего Европу и Китай.
Кроме того, сам факт появления высокоскоростной магистрали между первым и шестым городами России по численности населения должен создать новые возможности для бизнеса. Спрогнозировать экономический эффект проекта на коленке сложно, но, по оценкам, например, правительства Великобритании, каждый фунт, вложенный в строительство транспортной инфраструктуры, преобразуется в четыре фунта роста экономики.