Депутаты Госдумы считают необходимым увеличить число моногородов в полтора раза — с нынешних 321 примерно до 500, сообщают «Известия» со ссылкой на источник в комитете нижней палаты по экономической политике. Как отмечает издание, речь идет о населенных пунктах, фактически имеющих признаки монозависимости, но официально не получивших такого статуса.

В регионы направлено письмо с просьбой предоставить информацию о городах, которые необходимо включить в список. После его формирования инициативу передадут в Минэкономразвития.

Ранее планировалось, что количество моногородов, напротив, сократят вдвое, теперь же от этой жесткой меры могут отказаться. Напротив, нынешние критерии, согласно которым к монозависимым относятся города с населением от 3 тысяч человек, не менее 20% которых работают на предприятиях одной компании, могут быть пересмотрены — например, нижняя граница численности населения может быть убрана вообще.

Мнения экспертов по поводу расширения списка моногородов серьезно разошлись. Одни считают, что мера правильная и позволит новым «монопрофильникам» претендовать на меры господдержки. В частности, своим мнением с BFM.ru поделился соучредитель и генеральный директор агентства стратегического развития «Центр» Сергей Георгиевский.

Сергей Георгиевский соучредитель и генеральный директор агентства стратегического развития «Центр» «Считаю, что эта мера будет полезна, так как позволит большему количеству городов получать господдержку и инструменты, которые помогут им развиваться. Моногородов, имеющих соответствующий официальный статус, сейчас в стране около 320. При этом населенных пунктов с признаками монотерриторий гораздо больше: это в большинстве своем небольшие населенные пункты (с населением меньше допустимого для получения статуса моногорода), которые зависимы от градообразующего предприятия или были от него зависимы до его банкротства. И для них, имеющих очень ограниченные возможности для выживания и развития, были бы полезны и ценны те меры поддержки, которые уже разработаны ВЭБ РФ и Фондом моногородов и активно внедряются в жизнь. Предлагаемые меры — по сути, тактический ход, который в короткой перспективе расширит список моногородов, но в итоге приведет к сокращению количества монозависимых территорий. Распространение этих мер на новые территории, отвечающие признакам монозависимости, приведет к тому, что, получив в том числе федеральную поддержку и дополнительные инструменты стимулирования диверсификации экономики, они смогут избавиться от зависимости и получить новый вектор развития».

К слову, по данным Фонда развития моногородов, которые приводят «Известия», на меры поддержки моногородов в 2020 году предусмотрено 4,2 млрд рублей, в 2021-2022 годах — по 4,7 млрд. На реализацию мероприятий новой подпрограммы «Развитие моногородов» в 2021-2024 годах планируется выделить 69,7 млрд рублей, а если список будет расширен до 500 поселений, потребуется около 100 млрд рублей.

Другие эксперты уверены, что список монозависимых городов надо не расширять или сокращать, а актуализировать, поскольку составлен он лет шесть назад, а с той поры много воды утекло. Есть те, кто категорически против включения в список новичков, — они считают, что необходимо придерживаться ранее принятой стратегии сокращения числа «монопрофильников» и решать проблемы городов с признаками монозависимости рыночными методами, а не за счет мер государственной поддержки.

О том, нужно ли актуализировать список моногородов и что вообще может дать этот статус, BFM.ru побеседовал с директором по территориальному планированию градостроительного института пространственного моделирования и развития «Гипрогор проект» Владимиром Трояновским.

— Как изменение статуса повлияет на стратегии пространственного развития населенных пунктов, которые могут быть включены в обновленный список?

— Я думаю, вреда точно не будет, а вот польза может быть. Потому что когда населенный пункт получает такой статус, он всегда привлекает повышенное внимание проектировщиков — либо разрабатывается генплан, либо стратегия развития территории, начинаются поиски решения, как оживить производственную деятельность, как вовлечь город в агломерационные процессы и так далее. Иногда это получается. Возьмем, например, Иркутскую область, которой мы занимались. Для агломерации по закону жанра нужно, чтобы была часовая транспортная доступность, но в окрестностях Иркутска есть город Усолье-Сибирское — он находится чуть подальше, при этом имеет статус моногорода с соответствующей программой развития. Мы посчитали, что в проектном предложении его все-таки можно и нужно включить в агломерацию, поскольку между Иркутском и данной территорией прогнозируются интенсивные хозяйственные связи. Это лишь один из примеров, когда статус повлиял: не было бы статуса — вряд ли бы ситуация развивалась именно так.

— А какие вообще существуют подходы к территориальному и градостроительному развитию моногородов?

— Выбор всегда носит стратегический характер. Монозависимые — это города, как правило, с одним, максимум двумя градообразующими предприятиями, которые попали в тяжелую ситуацию: либо это оборонка, либо другие предприятия, на которых по каким-то объективным или субъективным причинам свернулось производство, люди оказались на улице, а дополнительной производственной базы нет. Основная стратегия связана с тем, чтобы использовать другие ресурсы, и вот это как раз самая сложная задача. Что еще может делать тот или иной город, кроме как работать на предприятии, ради которого он в свое время был создан? Иногда эта проблема решается через диверсификацию, через развитие малого и среднего бизнеса, через вовлечение в ближайшую агломерацию с помощью дачного и коттеджного строительства, если у города есть рекреационный потенциал — разные есть варианты. Но если такой идеи найти не удается, тогда все намного, намного сложнее: либо любой ценой удерживать этот населенный пункт как стратегический, либо начинать говорить об эвакуации населения в места, где есть работа и востребованы кадры.

— А влияет ли на жизнь моногородов муниципальная реформа?

— Напрямую муниципальная реформа не влияет на то, какой статус имеет город, но косвенно — да. Попробую пояснить. Сейчас готовится федеральный закон о городских агломерациях, которым, в частности, вводятся понятие и критерии городской агломерации — это ряд муниципальных образований, расположенных поблизости друг от друга, с определенной минимальной плотностью и прочими конкретными количественными критериями. И объявляются меры государственной поддержки таких агломераций вплоть до бюджетных трансферов и так далее. Если это, предположим, центральный город и рядом с ним некие муниципальные образования, тогда все напрямую работает. Если же провели реформу и объединили в городской округ все поселения района, то напрямую под этот закон уже не так просто попасть: нужно всю территорию городского округа объявлять городской агломерацией, но тех самых количественных критериев может просто не хватить.

Как отметил эксперт, по всей видимости, пока закон не принят, надо его немного подкорректировать.