Краудлендинг переходит под контроль ЦБ. Что участники рынка думают о новых правилах?
Речь идет о так называемых платформах P2B, где любой под высокую ставку может дать деньги на развитие бизнеса. Насколько популярны такие платформы в России и в мире?
Читать на полной версииКраудлендинг переходит под контроль Центробанка — с 1 июля все работающие инвестплощадки должны быть включены в специальный реестр регулятора или же остаться вне закона. ЦБ в свое время не раз давал сигналы, что рано или поздно этот финансовый бизнес будет упорядочен. И вот время пришло.
Правда, как обратили внимание «Ведомости», за несколько дней до начала регулирования в списке была лишь одна организация. Но 17 платформ уже подали документы, их сейчас рассматривают, сообщил источник. Еще четырем отказано.
Смысл таких площадок в том, что любой желающий сможет дать деньги предпринимателю на развитие его бизнеса. Ставка может составлять десятки процентов, обычно ее определяет рейтинг заемщика. Но и риски, которые на себя берет тот, кто дает деньги, высоки. Впрочем, в России такого рода способ привлечения капитала пока не слишком популярен, говорит Антон Лопатин, директор аналитической группы по финансовым организациям Fitch Ratings.
— Насколько популярны такие платформы у нас? Там вообще много участников?
— Понятно, что если мы сравниваем с традиционным банковским бизнесом, то это не настолько материальная часть. Но это развивается, как все, что развивается и растет, так или иначе, рано или поздно приводит к тому, что регулятор начинает на это смотреть. Вот это вот мы и видим сейчас.
Закон, который упорядочивает деятельность инвестплощадок, вступил в силу в январе. Участники рынка говорят, что, с одной стороны, они за, чтобы этот бизнес был под контролем регулятора, — так спокойнее, а для физлиц это еще и страховка от мошенничества.
С другой — документ ограничил лимит, который неквалифицированные инвесторы могут одолжить компании, — всего 600 тысяч рублей. То есть, если вы простой «физик», а не брокер, то это максимальная сумма, которую вы можете вложить в стартап. Хотя физлица нередко инвестируют больше, рассказывает основатель сервиса краудлендинга «Аура» Никита Абраменко.
Никита Абраменко основатель сервиса краудлендинга «Аура» «У многих площадок есть достаточно много «физиков», которые вкладываются на гораздо более крупные суммы. В чем суть: эта деятельность как бы узаконивается и, соответственно, делает ее более упорядоченной, надежной и так далее. То есть ты понимаешь, что завтра, допустим, твою площадку не закроют, и инвесторы вкладываются в такие истории. Не только «физики», а те, кто входит в капитал, для них это тоже очень хороший фактор — доверие».
Для Запада такой способ привлечения денег привычен. Только на одной британской площадке Funding Circle почти 60 тысяч предприятий получили в долг почти 7 млрд евро. Ставка варьируется от 1,5% до 9%, что довольно много для Великобритании, где ставка Банка Англии сейчас составляет всего лишь одну десятую процента.
Весь российский оборот краудфандинга и краудлендинга, то есть кредитование как физлиц, так и бизнеса, оценивается примерно в 15 млрд рублей, то есть это около 200 млн евро. Правда, это данные позапрошлого года, в 2019-м замеров не производилось.
Но теперь, когда бизнес перешел под контроль ЦБ, они явно будут. Что интересно, на такой вариант привлечения средств обратил внимание и крупнейший в стране Сбербанк. В конце прошлого года он запустил собственную краудлендинговую площадку.
Самое же главное, что особенно актуально для нашей страны, — доступность средств для бизнеса. Пусть по высокой ставке или же в обмен на собственные акции, но предприятие может легко и просто получить кредитование. Конечно, в России работают специальные госпрограммы финансирования бизнеса по льготным ставкам. Но те, кто прошел через всю бюрократию, знают, что попасть в них далеко не всегда бывает просто, а времени на это может потребоваться много.