Коворкинги могут переехать в спальные районы. Эксперты предрекают бум на рабочие пространства в жилых многоквартирных домах. В 19 московских апарт-комплексах уже есть или планируются коворкинги, выяснили аналитики девелоперской компании Level Group.

Они проверили 400 столичных домов. По оценке экспертов, уже через пять лет до 5% жилых комплексов в Москве будут иметь коворкинги. Сейчас они располагаются в основном в бизнес-центрах, а те бывают далеко от дома.

Рабочее пространство по соседству понадобится в посткарантинное время. Дело в том, что некоторые компании собираются сократить время, которое сотрудники обычно проводят в офисе, ведь часть дел можно сделать и на удаленке. Вот тогда и понадобятся коворкинги у дома, говорит соучредитель и генеральный директор сети рабочих пространств «Ключ» Георгий Голенев.

Георгий Голенев генеральный директор сети рабочих пространств «Ключ» «Компания численностью 500 человек, например, снимает 300 рабочих мест в гибком офисном пространстве, что позволит разместить по дням каждого сотрудника на свое рабочее место три раза в неделю, а, соответственно, два раза в неделю он работает из дома. Это уже устоявшийся тренд, который мы видим, и действительно запросы от бизнеса такие происходят. Но если логически рассудить, может быть, оставшиеся два дня такой сотрудник мог бы гипотетически работать из коворкинга или гибкого офиса, который находится у него на первом этаже в жилом комплексе. Потенциальный арендатор такого места — это владелец малого и среднего бизнеса, который просто в этом жилом комплексе живет. Есть уже слой людей, которые являются адептами шеринг-экономии. Они не имеют ценза оседлости и живут и работают всегда в каком-то съемном пространстве, и тогда это уже по-настоящему сильный продукт, которым может пользоваться региональная команда, которым могут пользоваться экспаты, когда они приезжают в составе 50 человек, у них есть формат размещения, у них есть апартаменты, квартиры или коливинг с сервисом, у них есть офис с сервисом. Вот такой продукт, на мой взгляд, на рынке будет пользоваться в среднесрочной перспективе качественным и эффективным спросом».

Работать, конечно, можно из дома, но создать у себя в квартире рабочую обстановку бывает невозможно, считает директор по маркетингу лизинговой компании «Европлан» Андрей Чесноков.

Андрей Чесноков директор по маркетингу лизинговой компании «Европлан» «Еще в конце марта все филиалы компании «Европлан», две тысячи человек, перешли на удаленную работу. При этом, работая из дома, столкнулись с тем, что стало не хватать общения с коллегами. Вторая проблема, с которой столкнулись, работая длительное время из дома, — это то, что для работы все-таки нужно хорошо оборудованное рабочее место. И не у всех в квартирах получилось удобно оборудовать себе стол, стул, принтер, кому-то сканер нужен был по работе, кондиционер, свет. Поэтому я думаю, что коворкинги могут быть очень полезны для тех, кто действительно не хочет оборудовать дома постоянное рабочее место, заниматься, может, даже перепланировкой квартиры для этого. А если и муж, и жена работают, нужно два кабинета оборудовать. Поэтому как раз идея с коворкингом в жилых помещениях, мне кажется, может быть очень востребованна, притом что ты два дня, например, работаешь в коворкинге, а остальные дни ты работаешь из офиса. Мне кажется, это очень хорошая идея».

Коворкинги в спальных районах будут невостребованны, уверен инвестиционный директор компании «Тринфико» Артем Цогоев. По его мнению, ими могут заинтересоваться только работающие мамы с маленькими детьми.

Артем Цогоев инвестиционный директор компании «Тринфико» «Насчет прогнозов по поводу того, что в каждом жилом комплексе будет коворкинг, я, честно говоря, в это не верю. В частности, я проводил небольшой опрос еще до пандемии и до коронавируса среди нескольких жителей жилого комплекса «Бунинские луга» в Бутово, которые как раз работают на креативных работах, которые не требуют посещения офиса в ежедневном режиме. Результат опроса был такой, что они на тот момент не нуждались в коворкингах, потому что с функцией коворкинга справлялись кафе. И там достаточно было большое количество кафе и пекарен, в которых были места и был интернет достаточно стабильный, где эти люди, если хотели, могли работать. По результатам моего опроса выяснилось, что это может быть востребовано работающими мамами. Условно говоря, у них есть какой-то бизнес, может быть даже виртуальный, онлайн-бизнес, и мужья уезжают в Москву на работу в офис, например, а жены с детьми остаются. Если их совместить еще с какими-то детскими игровыми комнатами, то это будет более востребованно, чем классический коворкинг».

По словам Артема Цогоева, рентабельность коворкингов зависит от площади. Для них необходимо не менее полутора тысяч квадратных метров. Девелоперы предлагают площадь в три раза меньше. И это так называемый неликвид, который не подходит ни для магазина, ни для салона красоты.