Температура и головная боль, но ненадолго: ученые рассказали о реакции на российскую вакцину от коронавируса
Промежуточные результаты испытаний вакцины Института имени Гамалеи представили в Сеченовском университете
Читать на полной версииСпециалисты рассказали о реакции на российскую вакцину от коронавируса. Клинические испытания наиболее перспективной на сегодня российской вакцины от коронавируса начались на прошлой неделе. Препарат, разработанный НИЦ эпидемиологии и микробиологии имени Гамалеи, представлен в двух формах — жидкой и порошкообразной.
Первую направили в Главный военный госпиталь имени Бурденко Минобороны России, вторую — в Сеченовский университет. Преимущество сухой, так называемой лиофилизированной формы вакцины, — легкость хранения и транспортировки. Перед применением препарат снова преобразуют в жидкость и вводят пациенту — в данном случае внутримышечно.
В прошлую пятницу, 18 июня, специалисты Сеченовского университета ввели вакцину первым 18 добровольцам, на этой неделе к испытаниям подключили еще 20 человек. Как говорится в пресс-релизе, реакция на препарат была «стандартной, характерной для других видов инъекций»: незначительное повышение температуры и головная боль, которые прошли в течение суток. Подробнее рассказывает руководитель центра клинического изучения лекарственных средств Сеченовского университета Елена Смолярчук.
Елена Смолярчук руководитель центра клинического изучения лекарственных средств Сеченовского университета «У любой прививки, которую мы делаем, и делали, и будем делать против других заболеваний, возможна поствакцинальная, как местная, так и системная, реакция. И эта вакцина не исключение. Все, что мы наблюдаем в текущий момент, прогнозируемо, оно ожидаемо, достаточно спокойно переносится добровольцами. Что я имею в виду? Что даже какие-то головные боли или повышение температуры не вызывают беспокойства у добровольцев. Эти явления самостоятельно в течение суток купируются, и через сутки от инъекции добровольцы не чувствуют никакого системного и местного дискомфорта».
Исследование безопасности и эффективности вакцины традиционно проходит в четыре этапа — доклинические испытания на животных и три фазы клинических. Первая из них подразумевает оценку безопасности препарата для добровольцев — именно на этом этапе находится российская вакцина Института имени Гамалеи.
Как говорится в сообщении Сеченовского университета, участники испытаний провели две недели в изоляции, чтобы исключить наличие у них вируса, и только потом получили дозу вакцины. Теперь они проживают в палатах Научно-практического центра интервенционной кардиоангиологии и не контактируют даже с врачами — задача состоит в том, чтобы убедиться в появлении у них антител к вирусу.
Вернутся к нормальной жизни они через 28 дней, а исследователи смогут подвести итоги первой фазы клинических испытаний и перейти ко второй — тестированию вакцины на большем числе добровольцев без тотальной изоляции.
Кроме препарата Института имени Гамалеи в России ведется разработка 47 других вакцин от коронавируса — об этом в конце мая сообщила вице-премьер Татьяна Голикова. Можно ли говорить о наиболее перспективных альтернативах? Рассуждает заведующий лабораторией Института молекулярной генетики РАН Константин Северинов.
Константин Северинов заведующий лабораторией Института молекулярной генетики РАН «Те решения, которые в России разрабатываются, по ним очень мало есть данных. В частности, не очень понятно, насколько сильно отличаются решения «Вектора» с «Биокадом» и НИЦ имени Гамалеи, а дьявол всегда в деталях. Кроме того, не очень понятна процедура того, как эти вакцины испытываются, чтобы судить об их перспективности. Потому что, к сожалению, сделаны громкие заявления многих высоких политиков о том, что в сентябре уже будет вакцина, что, с одной стороны, создает завышенное ожидание, а с другой стороны, создает возможности для недостаточно тщательного тестирования этих вакцин. К сожалению, плохая вакцина — это хуже, чем отсутствие вакцины. Поэтому я не могу сказать, что из этого лучше, но то, что я могу сказать, что было бы прекрасно, если бы был какой-то отдельный центр общий, в котором конкурирующие решения были бы тестированы, проверены, одобрены, и делалось это без участия, собственно, производителя».
Одновременно с сообщением о реакции добровольцев на вакцину стали известны прогнозы Института имени Гамалеи по длительности ее эффекта. Как рассказал директор организации Александр Гинцбург газете «Красная звезда», человек получает препарат дважды, причем одни и те же фрагменты коронавируса вводятся на разных носителях, что «дает возможность не просто получить иммунитет, но получить его на увеличенный период времени». По словам академика РАН, вакцина «с большой вероятностью» сможет защитить человека по крайней мере на два года, а может быть, и дольше.