Для начала разберемся с терминами. С финтехом (финансовые технологии, англ. — fintech) все более-менее понятно. Слово у всех на слуху и в особых разъяснениях, наверное, не нуждается. Если коротко, речь идет об использовании цифровых технологий в финансовой сфере. Первоначально, кстати, было некое противопоставление финтех-компаний и банков. И некоторые энтузиасты всерьез обсуждали вопрос, когда же традиционные кредитные организации падут под натиском высокотехнологичных компаний. Но не случилось. Более того, банки стали успешно интегрировать финтех-решения в свои системы. В России лидером в этой области является Сбербанк, создавший и активно развивающий свою цифровую экосистему. Понятие API (англ. — application programming interface) пришло из программирования. Проще говоря, это набор инструментов, который позволяет вам реализовать быструю и надежную работу со Сбербанком напрямую из информационной системы вашей организации или группы компаний — автоматизировать многие ручные и зачастую небезопасные рутинные операции, касающиеся как взаимодействия с банком, так и внутренних процессов.

Использование возможностей Fintech API позволяет вам сделать все максимально быстро и минимизировать затраты. Что принципиально важно, вам не придется значительно дорабатывать свою информационную систему или переходить на другую. По сути, речь идет о прямой интеграции, когда функции банка становятся доступными внутри вашей информационной системы.

Что дает такая интеграция? Допустим, клиенты вашего бизнеса одновременно являются и клиентами Сбербанка. Значит, у них, скорее всего, есть учетные записи СберБизнес ID. По этим записям вы сможете авторизовывать их в своей информационной системе. Это так же быстро и удобно, как, например, доступ к различным онлайн-сервисам через аккаунт в одной из популярных соцсетей. Возможности Fintech API не ограничены базовыми банковскими продуктами и на сегодняшний день представлены достаточно широко.

1.​ Методы для выставления и оплаты счетов.

Методы являются универсальными, возможно их применение и для участников экосистемы, имеющих потребность в получении платы за свои услуги, и для участников экосистемы, которым необходимо автоматизировать финансово-хозяйственную деятельность и взаимодействие с банком посредством направления платежей и получения статусов документов.

2. ​Методы получения информации по счетам и операциям (выписки).

Методы позволяют участникам экосистемы предложить инновационные продукты, сервисы и услуги клиентам на базе информации о движении денежных средств.

3. ​Методы для организации зарплатного проекта (включая возможность направления в банк зарплатных ведомостей, работу с зарплатными картами и другие).

Методы могут быть применены в работе сервисов облачной и аутсорсинговой бухгалтерии, а также при прямом host-2-host-взаимодействии банка с ERP-системой клиента.

4. ​Методы для работы поставщиков услуг — реестры задолженностей и реестры платежей.

Методы дают возможность участникам экосистемы организовать передачу данных по поставленным услугам, а также передачу данных для формирования личных кабинетов клиентов с информацией о потреблении.

5. ​Методы для работы с международными платежами — переводы, конверсии, валютный контроль и другие необходимые для внешнеэкономической деятельности и соблюдения отраслевого законодательства возможности.

6.​ Методы, позволяющие участникам экосистемы организовать прозрачное для клиента-пользователя и эффективное для продвижения продуктов, услуг и сервисов экосистемы средство — корпоративные подписки.

Методы позволяют осуществлять периодическое списание денежных средств со счетов клиента в соответствии с полученными от клиента разрешениями и списком подключенных клиентом продуктов, услуг и сервисов экосистемы.

7. ​Авторизация — СберБизнес ID для клиентов — юридических лиц, использующих продукты, сервисы и услуги экосистемы.

СберБизнес ID дает возможность бесшовного перехода между продуктами, сервисами и услугами экосистемы Сбербанка.

8. ​Получение согласия клиента на подключение продукта, сервиса и услуги экосистемы (в том числе при необходимости с указанием конкретных разрешений на доступ к банковской тайне и персональным данным).

Согласие оформляется в электронном виде в процессе первого перехода клиента к использованию продукта, сервиса и услуги экосистемы в полном соответствии с законодательством России и является юридически значимым, при этом клиент сам управляет выданными согласиями и в любой момент может отозвать ранее выданные разрешения или изменить их конфигурацию для конкретного продукта, сервиса или услуги экосистемы.

Фото: Сбербанк

Fintech API — это не только быстро и просто, но и безопасно. Защита информации многоуровневая, она организована в соответствии с требованиями законодательства и регуляторов.

Автоматизация в действии

Рассмотрим несколько примеров.

Первый — выплата денежного вознаграждения вашим сотрудникам. Это, пожалуй, самая распространенная история, абсолютно любая организация с этим сталкивается. На практике зачастую это выглядит так. Сотрудники бухгалтерии два раза в месяц занимаются проводкой зарплатных платежей: сначала формируют зарплатные реестры, а потом передают их в банк. Тут, как говорится, возможны варианты. В лучшем случае эти документы придется сначала сохранить в файлах определенных форматов, а потом выгрузить в приложении «Клиент-банк». Вроде бы ничего сложного, но на это тратится рабочее время. Иногда реестры не подгружаются, и тогда данные по ним приходится вводить вручную. Хорошо, если в компании всего несколько сотрудников, а если несколько сотен — то задача сильно усложняется. Проблема в том, что проводки нужно сделать в сжатые сроки. Для этого вводом и проверкой данных должны заниматься сразу несколько выделенных сотрудников бухгалтерии, чтобы все успеть. Получается, два раза в месяц эти сотрудники работают в авральном режиме, а в остальное время могут спокойно пить кофе, неспешно занимаясь рутиной. Это не самое рациональное использование человеческих ресурсов.


Теперь посмотрим, как процесс выплаты зарплаты можно организовать с помощью современных технологий. В Fintech API Сбербанка есть все возможности для автоматизации передачи документов зарплатного проекта, которые благодаря прямой интеграции систем банка и вашей организации или группы компаний позволяет избавиться от ненужных процедур и сильно ускорить процесс. Бухгалтеры формируют зарплатные реестры и реестры зарплатных карт в своей учетной системе привычным для себя способом. В этой части ничего не меняется, что, кстати, и хорошо: не придется переучивать персонал. А вот отправка данных в банк упрощается до нажатия одной кнопки. С этим справится и один человек, что дает возможность подумать еще и об оптимизации штата.

Второй пример. Вам необходимо в режиме онлайн отслеживать операции по зачислению и расходам средств. Раньше приходилось в ручном режиме запрашивать выписку по счетам через «Клиент-банк», а затем экспортировать ее в вашу информационную систему. С помощью Fintech API эта рутинная операция выполняется мгновенно в автоматическом режиме.

Продолжение темы.