Московские суды начали признавать законными штрафы за нарушение самоизоляции. Как пишут «Ведомости», москвичка Яна Елистратова доказывала в Преображенском райсуде, что из дома не выходила, а предоставленные фотоматериалы не могут служить доказательством: не указаны реквизиты свидетельства о поверке технического средства, зафиксировавшего нарушение, не приложена электронная фотография и не составлен протокол.

Но у суда материал сомнений не вызвал. Кроме того, до 1 апреля штрафовать в автоматическом режиме столичные власти могли только за нарушение ПДД и благоустройства. Но в связи с режимом повышенной готовности действует специальный порядок привлечения к административной ответственности. Многим юристам этот порядок, правда, кажется спорным, говорит управляющий партнер адвокатского бюро «Соколов, Трусов и партнеры» Федор Трусов.

Федор Трусов управляющий партнер адвокатского бюро «Соколов, Трусов и партнеры» «У той категории лиц, которые абсолютно убеждены, что они не нарушали условия карантина, выход только один — собирайте максимум доказательств, что вы действительно не покидали помещение. Приводите родственников, которые будут подтверждать, что вы находились там-то, вахтершу, которая дежурит у вас в подъезде. Прекрасно понимаю, насколько это сложно, и с учетом цены вопроса, может быть, и не нужно. Но вы все равно потом получите доступ к своему делу и посмотрите в суде: там либо ваша мордашка, либо нет. Другого не дано».

Система распознавания лиц в Москве работает с 2017 года. В феврале сообщалось, что к ней подключены 105 тысяч камер. До пандемии видео использовали в расследовании около 70% правонарушений. Технологию распознавания лиц мэрия приобрела у российской компании NtechLab. СМИ писали, что не менее чем за 3,2 млн долларов. Нейронные сети определяют уникальные характеристики, объясняет архитектор машинного обучения цифровой лаборатории Soft Line Николай Князев.

— Например, расстояние между глазами, расстояние между глазами и носом, набор этих цифр уникален для каждого человека, он практически не меняется из-за макияжа, бороды. Дальше берется набор цифр от человека, которого видят с камеры, они сравниваются, и если там достаточно близкое совпадение, считается, что вы тот человек.

— Если в маске человек, все равно сможет опознать?

— Камере будет сложнее, потому что не виден рот. Но если вы смотрите на фотографию, как человек ее уже изучаете, то вы можете использовать другие вещи: одежду, прическу, что обычно не используется в программах распознавания.

Как именно вносят и выводят данные о заболевших СOVID-19 в и из системы видеонаблюдения, сторонние эксперты сказать не могут, а получить комментарий департамента информационных технологий Москвы на момент публикации материала не удалось.

Но все же, судя по сообщениям в соцсетях, большая часть недовольных, которым прислали штрафы, все-таки жалуются не на проблемы с камерами видеонаблюдения, а на работу приложения «Социальный мониторинг».

И вообще, уже есть кейсы досудебной отмены штрафов. Например, москвич Вадим 2 мая получил СМС, что нарушил условия самоизоляции. Штраф якобы за 29 апреля, хотя Вадим в этот день никуда не выходил. Как именно зафиксировали нарушение, не говорилось. Мужчина написал в прокуратуру, в мэрию, в администрацию президента и через чужие руки подал заявление в суд. Обращения переадресовали в Главконтроль, продолжает Вадим.

«Суд нам назначили через много-много дней, потом пришел мне еще раз запрос из ГКУ с просьбой дослать какие-то документы, если у меня есть что дослать, я им отправил согласие на самоизоляцию. Я написал, что этого события, этого нарушения не было и не надо из законопослушного гражданина делать врага. Потом мне перезвонили из районной поликлиники, сказали, что вот это ГКУ выясняет про меня, находился ли я в это время на самоизоляции, а потом пришло СМС, что штраф отменен, и пришло уведомление с электронной подписью той же женщины, с которой я был в переписке: извините, произошла техническая ошибка».

В конце мая власти заявили, что пока не намерены отказываться от «Социального мониторинга», потому что приложение выполняет возложенные на него функции. Согласно электронной картотеке Мосгорсуда, на штрафы, вынесенные при помощи камер и «Соцмониторинга», уже подано около 15 тысяч жалоб.