Дексаметазон: «научный прорыв» или изобретение велосипеда?
О появлении «первого в мире» лекарства, способного спасать жизни больных коронавирусом, заявили в Оксфордском университете. При этом российские медики применяют дексаметазон при лечении коронавируса еще с середины весны
Читать на полной версии«Это первое в мире лекарство с подтвержденной способностью снижать смертность среди пациентов c COVID-19», — говорится в заявлении главы ВОЗ Тедроса Гебрейесуса.
Речь идет о дексаметазоне — кортикостероиде, изобретенном еще в 1950-х годах прошлого века. Ученые Оксфордского университета испытали дексаметазон на двух тысячах госпитализированных пациентов в Великобритании. Выяснилось, что среди пациентов на искусственной вентиляции легких лекарство сокращает долю летальных исходов на треть по сравнению с контрольной группой, а среди пациентов на кислородной терапии — на 20%. Дополнительную ценность открытию придает стоимость дексаметазона — всего несколько фунтов за курс.
Представляя результаты исследования, главный научный советник правительства Великобритании сэр Патрик Уолланс и директор исследовательской лаборатории Оксфордского университета Питер Хорби высказывались очень оптимистично:
«Дексаметазон — это дешевое и широко доступное лекарство. Здесь нет ни одной большой компании, которая не сможет произвести необходимые объемы препарата. Его можно не просто применять, а применять по всему миру».
«Это самый важный результат среди всех клинических испытаний, которые мы проводим. Это очень стабильный препарат. Мы с ним хорошо знакомы, его используют уже 60 лет. Он прямо сейчас лежит в шкафчиках больниц, врачам достаточно протянуть руку — и через пять минут дексаметазон можно прописать больному. И мы знаем, что ему это поможет».
Тем не менее открытие вызывает вопросы. Во-первых, данные по выживаемости пациентов на ИВЛ, которые приводят оксфордские ученые, заметно отличаются от статистики в других странах. Известно, что в Нью-Йорке вентиляция помогала только 20% пациентов, в Москве неофициально озвучивалась цифра в 30%. А в Великобритании утверждают, что даже без спасительного дексаметазона вытащить с ИВЛ удавалось 60% больных.
В принципе, это можно объяснить критериями использования этого вида терапии — если британские медики подключают к вентилятору более легких больных, то и выживаемость будет по умолчанию выше. Но есть второй вопрос — вопрос актуальности открытия. О применении дексаметазона в России рассказывает главный врач частной клиники «Твой доктор» Татьяна Романенко.
Татьяна Романенко главный врач частной клиники «Твой доктор» «В России он используется и всегда использовался тогда, когда нужно это для стабилизации состояния пациента. То есть строго по показаниям. Всем глюкокортикоидные гормоны мы не назначаем. Тогда, когда они нужны, мы их назначаем. Есть ряд показаний для назначения гормонов в любой ситуации. Это действенное оружие при неотложных состояниях, но мы всегда должны отдавать себе отчет в том, что есть великий риск и развития всякого рода побочных действий».
Дексаметазон содержится в списке препаратов, разрешенных Минздравом России к применению при тяжелых формах COVID-19, с середины весны. В апрельской шестой версии методических рекомендаций доказательства его пользы названы «косвенными», а в актуальной седьмой версии, опубликованной в начале июня, препарат фигурирует в разделе рекомендованных схем лечения.
При этом закупаться дексаметазоном для личного пользования, естественно, не нужно. Препарат обладает иммунодепрессивным действием — и при наличии у пациента любой другой инфекции может привести к негативным последствиям. Кроме того, кортикостероиды обладают целым спектром побочных эффектов — вплоть до отеков и стероидного диабета, поэтому применять подобные лекарства можно только по назначению врача.
ВОЗ тем временем приняла решение прекратить испытания гидроксихлорохина для борьбы с коронавирусом. Там отметили, что согласно исследованиям, препарат не дает положительных результатов при лечении.
Противоречивые «научные прорывы» происходят на фоне вспышек заболеваемости в странах, которые раньше других добились затухания первичной вспышки вируса. В Берлине после выявления коронавируса у 57 человек под карантин отправлены 369 квартир в районе Нойкельн. О том, обсуждается ли новый карантин в Нойкельне, рассказывает житель района музыкант Михаил Беловолосов.
Михаил Беловолосов музыкант «Закрытие квартала из-за вспышки коронавируса. Никаких новостей не поступало ни от людей на улицах, ни от знакомых, ни от властей, но эта вспышка не кажется чем-то особенным, потому что недавно у нас проходили большие митинги, на одной площади в один день собралось около 15 тысяч человек, поэтому эти последствия кажутся абсолютно нормальным. А вообще, да, Берлин вернулся к нормальной жизни, но что будет теперь — не очень понятно».
В выходные решительные меры по предотвращению повторной вспышки инфекции приняли власти Пекина. Там вирус обнаружили на оптовом продуктовом рынке, и в одном из районов китайской столицы было объявлено «положение военного времени».
Ухудшается ситуация и в отдельных районах Швеции — в среду в одном из муниципалитетов в провинции Норрботтен объявили о «неконтролируемом и общественно опасном» распространении инфекции.