Экотуризм: пора учиться крепко держать в руках удочку, чтобы ловить свою собственную рыбу
Многие российские ведомства работают над задачей, как сделать экологический туризм выгодным бизнесом и перспективным сектором отрасли
Читать на полной версииВ России стартовал первый Всероссийский конкурс на создание туристско-рекреационных кластеров и развитие экотуризма. Его инициатором и организатором выступает Агентство стратегических инициатив (АСИ), оператором — Агентство стратегического развития «ЦЕНТР», поддержку конкурсу оказывают Министерство природных ресурсов и экологии, Министерство экономического развития, Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики и Федеральное агентство по туризму.
По данным Росстата за 2019 год, в России насчитывается 11 822 особо охраняемые природные территории (ООПТ) федерального, регионального и местного значения. Осенью прошлого года министр экологии и природопользования Московской области Дмитрий Куракин рассказывал Business FM: в одном только Подмосковье насчитывается около 250 старых ООПТ, создание которых пришлось в основном на 1960-1970-е, отчасти 1980-е годы; в 2019 году к ним должны присоединиться еще 13, и в итоге все ООПТ составят примерно 5% Подмосковья.
В целом же Россия занимает первое место в мире по площади особо охраняемых природных территорий: она составляет 237,7 млн гектаров — примерно 13,9% территории страны (с учетом морской акватории). В список ЮНЕСКО внесено 11 российских природных объектов, с 2018 года прирост посетителей природных территорий увеличивается на 15% в год, примерно 40% россиян проживает в радиусе 30 километров от ближайшей федеральной ООПТ — можно длить и длить список обнадеживающих данных, вроде бы позволяющих думать о серьезном развитии российского экотуризма. Однако пока результаты более чем скромные.
Согласно подсчетам допандемийной поры, на экологический туризм приходится примерно 25% мирового турпотока, и доходы от экологического туризма составляют 1 млрд долларов в день. В США ООПТ ежегодно посещает 318 млн человек, в Австралии — 60 млн, в Кении с ее национальными парками экотуризм обеспечивает около 60% национального бюджета. А в России насчитывается всего 9 млн ежегодных визитов в особо охраняемые природные территории, и если не все, то почти все эти территории — глубоко дотационные, поскольку зарабатывать на экотуризме в России, во-первых, толком не умеют, а во-вторых, толком нельзя из-за различных законодательных и прочих барьеров непреодолимой высоты.
О преодолении этого «толком нельзя» уже задумались многие ведомства, в том числе Федеральное агентство по туризму, руководитель которого Зарина Догузова называет три ключевые экотуристические проблемы. Во-первых, сами природные территории застраивать запрещено, и крайне мало ООПТ, в окрестностях которых есть качественная современная инфраструктура: транспортная, гостиничная, коммерческая и всякая прочая.
Проблему надо решать. В частности, в ближайшее время будет объявлен конкурс на поддержку предпринимательских инициатив, победители которого смогут получить гранты, покрывающие до 70% стоимости строительства модульных отелей, развития кемпингов и глэмпингов, обустройство экологических троп, создание объектов прилегающей к ООПТ инфраструктуры и так далее. В туристическом ведомстве не исключают, что уже этим летом удастся реализовать около 100 обновленных или совсем новых проектов в области экотуризма.
Во-вторых, в России очень много законодательных ограничений по использованию заповедников и национальных парков. Поэтому сейчас агентство в содружестве с заинтересованными ведомствами готовит блок законодательных инициатив, одна из которых — выделить зоны рекреации на прилегающих к ООПТ землях в отдельную группу и четко прописать там правила игры для инвесторов.
В-третьих, в России отсутствует единая база оцифрованных данных по экотуризму, что тормозит рост интереса к нему со стороны россиян. Возможно, на портале Ростуризма, который сейчас модернизируют, появится отдельный эко-блок, хотя любой грамотный маркетолог и специалист по рекламе скажет: этого явно недостаточно. Но что-то все же лучше, чем ничего.
Что касается темы «толком не умеют», то здесь основная беда — в отсутствии пакетных решений, соединяющих защиту экологии и развитие экономики. На их создание как раз нацелен объявленный 16 июня конкурс. На пресс-конференции, посвященной его старту, генеральный директор АСИ Светлана Чупшева рассказала, что все началось с лидерского проекта: один из предпринимателей обратился в АСИ с предложением о строительстве эко-отелей в российских национальных парках. Дальше агентство стало изучать возможности ООПТ, зарубежные практики и базовые мировые эко-пакеты — словом, потратило весь прошлый год на подготовку. Итогом стал нынешний конкурс, который, по мнению заместителя генерального директора АСИ по продвижению новых проектов, члена конкурсной комиссии Ольги Захаровой, особенно важен сейчас, когда интерес к внутреннему туризму объективно вырос.
Ольга Захарова заместитель генерального директора Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов, член конкурсной комиссии «В России колоссальное число заповедных мест и просто укромных, интересных для изучения зон. Задача нашего конкурса — создать прозрачный механизм выявления пилотных территорий по развитию экотуризма, способствующих их дальнейшему развитию в области малого и среднего предпринимательства, росту занятости и доходов населения регионов России, стимулированию взаимодействия между органами государственной власти, предпринимателями и местными жителями. Реализовывая конкурс совместно с федеральными министерствами, мы уверены в том, что он станет катализатором десятков новых конкурентоспособных проектов, создаст условия для тиражирования этих решений путем выстраивания взаимовыгодных отношений с бизнесом и, помимо этого, принесет ощутимую пользу для жителей, проживающих на прилегающих к ООПТ территориях, и повысит инвестиционную привлекательность региона».
Конкурс будет проходить в несколько этапов. С 16 июня до 10 июля каждый регион сможет подать свои заявки. Организаторы отмечают, что подает их именно регион, и он же формирует междисциплинарную команду. В ее состав, помимо представителей региональной и муниципальной власти и руководства самой ООПТ, должны войти специалисты в области развития экотуризма, проектировщики туристической инфраструктуры, архитекторы, жители региона, обязательно представители бизнес-сообщества — предприниматели в сегменте малого и среднего бизнеса, студенты профильных вузов и все-все, кому небезразлична судьба уникальных природных объектов.
Про бизнес подчеркивается особо, поскольку, по словам соучредителя и генерального директора Агентства стратегического развития «ЦЕНТР» Сергея Георгиевского, «наверное, самое важное в этом конкурсе связано с тем, что мы предлагаем разрабатывать не бумажные решения, но реальные, практико-ориентированные, упакованные проекты, которые сразу же проходят инвестпитчинги, сценарные питчинги при активном обсуждении и вовлечении в процесс инвестиционно заинтересованных лиц, групп, компаний и так далее, чтобы потом проекты могли быть реализованы, а не оставались всего лишь гипотезой».
Для того чтобы облегчить регионам формирование команд и связать всех со всеми, АСИ обещает создать на своем сайте специальную площадку. Командам предстоит выполнить определенное задание, и к 28 июля конкурсная комиссия выберет топ-30 промежуточных победителей, которым, по мнению Сергея Георгиевского, предстоит не совсем привычное для России дело.
Сергей Георгиевский соучредитель и генеральный директор Агентства стратегического развития «ЦЕНТР» «Этот конкурс необычен тем, что мы здесь не просто отбираем какие-то идеи и выбираем лучших, но он также сопровождается процессом акселерации обучающей программы, в ходе которой есть менторы, есть представители, преподаватели, эксперты из числа не только теоретиков, но и практиков непосредственно бизнес-сообщества, которые будут вместе с командами, которые будут отобраны, проходить весь этот путь. Процесс акселерации полагает, что мы сначала в рамках конкурса отобрали 30 лучших территорий, дальше они начинают учиться, работать над своими кейсами вместе с реальными профессионалами, потом мы отбираем из них топ-10, и эта десятка уже упаковывает полностью инвестиционно свои проекты и запускает их в жизнь».
Финальную десятку объявят 16 октября — именно эти проекты станут пилотными. Председатель конкурсной комиссии, специальный представитель президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов уточнил: шансы победить — не у тех, у кого природа богаче и красивее, а у тех, кто наиболее грамотно, интересно и в полном соответствии с установками нацпроектов соединит экологию и экономику. В частности, конкурсант априори не победит, если в числе прочего не предложит самую современную систему утилизации отходов.
Конечно, для реализации столь знаковых «пилотов» дадут какие-нибудь деньги из каких-нибудь нацпрограмм (например, из нацпроекта «Экология»), но финансовую основу должны составлять в меньшей степени поступления из региональных бюджетов, а в большей — частные инвестиции. Как подчеркивает Ольга Захарова, экотуризм — это выгодный бизнес и один из самых быстроразвивающихся секторов туризма в мире, и россиянам, прежде всего региональным властям и представителям бизнеса, пора научиться крепко держать в руках удочку, чтобы ловить свою собственную рыбу.