Представитель ВОЗ назвал «сложной для понимания» статистику смертей от коронавируса в России
По его словам, разница между большим числом заболевших и низким уровнем смертности смотрится «необычно». В Кремле отметили, что не считают эти данные странными
Читать на полной версииОбновлено в 12:55
Представитель Всемирной организации здравоохранения назвал «сложной для понимания» статистику смертей от коронавируса в России. Количество случаев заражения в стране почти достигло полумиллиона, при этом зарегистрировано 6 тысяч летальных исходов. В развитых странах Европы процент умерших гораздо выше. На этом фоне разница между большим числом заболевших и низким уровнем смертности в России смотрится «необычно», сказал директор программы ВОЗ по ЧС Майкл Райан на брифинге в Женеве.
Кремль не считает странными данные о низкой смертности от коронавируса в России, заявил журналистам 11 июня Дмитрий Песков. Роспотребнадзор готов разъяснить их ВОЗ, отметил пресс-секретарь президента.
Статистика смертности в России даже строже, чем в рекомендациях ВОЗ, говорит директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Лариса Попович и объясняет низкую смертность от коронавируса в России.
Лариса Попович директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ «Существуют методические рекомендации, которые ВОЗ издала после трех с половиной месяцев прохождения эпидемии 16 апреля. Перед этим особых единых методических условий фиксирования смертности по коронавирусу не было. Тем не менее в России достаточно серьезно подходили к фиксации факта смерти и причин смерти. У нас существует хорошо разработанная система постфактной регистрации. И после того, как эти методические рекомендации были изданы, мы ужесточили свои собственные рекомендации. У нас иногда даже смертность от распада онкологической опухоли с позитивным анализом на ковид рассматривается как смертность от ковида. Кроме того, в случае, когда нет тестового подтверждения на ковид, но есть подозрение по клинической картине, они записываются в факт смерти от ковида. Это говорит о том, что мы даже более жестко подходим к фиксации факта смерти. Я могу объяснить, почему у нас такая низкая смертность, на мой взгляд. Это связано во многом с тем, что в России исторически распространены заболевания респираторной системы просто в силу географических, климатических условий и распространенности таких заболеваний, как туберкулез, пневмония осложненной формы, из-за зачастую низкой доступности медицинской помощи. Поэтому наши врачи достаточно хорошо ориентируются в этих заболеваниях, у нас своя собственная школа, это объясняет, почему у нас достаточно большое количество ИВЛ было в самом начале эпидемии. И второй очень серьезный аспект: сейчас в принципе государство не жалеет ресурсов на то, чтобы вытягивать всех больных коронавирусом, они лежат значительно дольше, госпитализируются раньше, чем в целом в мире. Но самое главное, средний возраст заболевших в России меньше, чем средний возраст заболевающих в странах Европы. Совокупность этих факторов и обусловила низкую смертность. А то, что у нас стандарты регистрации не только не отличаются, но даже в некотором смысле более строгие, тоже не вызывает никаких сомнений. Все подозрительные случаи записывают в ковидные. Это, кстати, немного искажает картину смертности от других заболеваний».
Департамент здравоохранения Москвы 10 июня опубликовал данные о смертности в столице в мае. Превышение в сравнении со средним значением за этот месяц в последние три года — 5799 случаев. Ранее Сергей Собянин говорил, что смертность за май будет выше, чем за апрель, в связи с тем, что на конец апреля пришелся пик заболеваемости коронавирусом в Москве, а между пиками заболеваемости и смертности проходит около двух-трех недель.
На COVID-19 как основную или сопутствующую причину смерти пришлось 5260 случаев — это 92% всей так называемой избыточной смертности в Москве в мае, то есть превышения средних показателей. От коронавируса как основной причины умерли 2757 человек. К таким случаям отнесены и те, когда люди имели отрицательный тест как при жизни, так и посмертно, но результаты патологоанатомического исследования и клинические признаки свидетельствовали о том, что причиной смерти, скорее всего, стал коронавирус. Таких в Москве было 433 человека в мае. Депздрав отмечает, что отнес к COVID-19 все, даже сомнительные случаи.
Летальность от коронавируса в Москве за весь период эпидемии составила 2%, если учитывать только случаи, где он явился основной причиной, и 3,8%, если учесть все случаи, где COVID-19 выступал в качестве основного или сопутствующего заболевания. Это ниже, чем в Нью-Йорке (10,7%), Лондоне (22,7%), Стокгольме (15,2%), Мадриде (21,5%).
Ранее в Кремле заявили, что Россия не занимается манипуляциями со статистикой смертности. По словам пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, невысокое количество летальных исходов в стране связано с эффективной работой системы здравоохранения.
Российская статистика уже не в первый раз вызывает вопросы. Также накануне Майкл Райан обратил внимание, что еще в конце мая Минздрав решил не включать бессимптомных носителей в статистику, но на практике они до сих пор попадают в отчеты оперативного штаба — это увеличивает цифру новых заболевших на 30-40%.