Почему Чехия выслала двоих российских дипломатов и как это связано со скандалом по поводу «мужчины с рицином»? Какие перспективы влияния этой этой истории на дальнейшие отношения двух стран? Об этом в интервью Business FM рассказал замглавы Россотрудничества Михаил Брюханов.
Что это за люди, особенно Рыбаков? Что о них известно, почему именно их решили сейчас [выслать]?
Михаил Брюханов: Там практически больше и некого, это два командированных специалиста из России. Андрей [Кончаков] уже там давно работает, Рыбаков туда приехал, если мне не изменяет память, год назад. Люди занимаются разработкой и реализацией гуманитарных программ, всего широкого спектра. У нас не бывает узкой специализации из-за немногочисленности наших коллективов. К сожалению, приходится заниматься от латания крыш до больших гуманитарных проектов всем подряд. Что конкретно вменил в обязанности Рыбакова в Праге его руководитель, я не знаю. Ну, вероятно, широкий набор всех мероприятий — организовывать, проводить. Андрей выучил там чешский по приезде, насколько я помню, он туда ехал без языка. Мне очень нравилось, как он работает, мне удалось однажды провести там в командировке несколько дней, и я видел, как к нему с уважением относится публика на мероприятиях — и чешская, и наши соотечественники: подходят, советуются, общаются. А это видно сразу, есть у человека контакт с людьми или нет. Андрей работал качественно, его отсутствие в центре принесет несомненный вред, будем сейчас пытаться найти замену. Решение для нас было неожиданным, но оно, конечно, укладывается в то ложе поступков, которое сами себе чешские политики выстроили. Однажды соврав, уже потом приходится держать лицо и врать последовательно.
И все-таки зачем Чехии это понадобилось и как вот вы рассматриваете всю эту историю? Правильно ли понимать, что, на ваш взгляд, власти Чехии изначально придумали
историю с рицином?
Михаил Брюханов: Я думаю, что сама история изначально придумана, и это как раз и является тем фундаментом сегодняшнего ошибочного решения. Однажды обвинив Россию вот в этой ереси, они не могли уже дать попятного. Они не могли сказать: ой, извините, мы ошиблись, никаких к этому оснований не было. Хотя одно из заявлений премьер-министра, министра внутренних дел, по-моему, прозвучало практически так: не удалось [найти] никаких подтверждений этой истории, но мы подумали, что хорошая нота, на которой можно эту историю закрыть, и дальше продолжать строить все-таки добрососедские отношения. Оказалось нет, оказалось, что внутренние радикально настроенные политические силы требовали от своих политиков каких-то объяснений, где продолжение истории, чем она завершилась, что будет дальше. И единственный путь закрыть эту историю без предъявления каких-либо фактов, без необходимости каждый день отвечать на эти вопросы был выбран чешскими политическими деятелями, даже не хочется называть властями, а именно политическими деятелями — о высылке наших сотрудников. Этим они закрывают историю вопроса, логическое завершение. Они подтверждают, что они были, однажды соврав, правы, и дальше двигаются в одном им известном направлении.
Все-таки хочется понять, были ли среди чешских политических деятелей, как вы говорите, подозреваемые в выдумке этой истории? Зачем им понадобилось высылать, как бы перекладывая вину на наших дипломатов? Получается, что они тоже были под ударом общественности, некие те, кто на самом деле придумал, будем говорить, историю с рицином?
Михаил Брюханов: Ну, они-то были не под ударом, они просто выглядели как люди, сказавшие «А», и не сказавшие «Б». Это тоже не прибавляет политику популярности, и он понимает, что он соврал и надо что-то дальше делать, надо как-то эту историю развивать и завершать.
А кто эти политики? Известно, кто предполагаемо мог выдумать эту историю?
Михаил Брюханов: К сожалению, конкретного автора всей этой истории я не знаю. Я думаю, что это плод коллективного заблуждения, такого массового психоза, антирусской истерии, и мне очень жалко тех представителей реальных кругов экономики Чехии, которые сейчас будут, вероятно, испытывать какие-то неудобства или даже просто конкретные угрызения совести, глядя в глаза своим российским партнерам. А экономика у нас на хорошем, высоком уровне, высокотехнологичная экономика, совместные производства. Жалко будет, если этому всему будет нанесен какой-либо урон.
С вашей точки зрения, это все изначально могло быть продумано вплоть до высылки дипломатов и придумывания истории? То есть все это является одним большим планом с какими-то целями, с целями дискредитации или еще с какими-то? Или это какие-то ситуативные были действия властей, политиков?
Михаил Брюханов: Вы знаете, судя по тому, как это все происходило, планом это назвать нельзя. Это можно назвать желанием, это можно назвать попыткой, но только не планом, потому что это череда каких-то нелогичных, безосновательных заявлений. Если бы был план, наверное, они бы ему следовали, сказанное подкрепляли бы чем-то. А здесь звучало в первые дни в качестве обвинения, что дипломат прилетел, его встретил другой дипломат и они на дипломатической машине поехали в посольство. Но позвольте, он должен был что, прилететь, взять такси и поехать в пивной бар, тогда это нормально? Я когда это прочитал первый раз, я глазам не поверил. Это предъявляют как один из моментов подозрительных всей этой истории. На план это не тянет. Это тянет, скорее всего, на сиюминутные какие-то желания, разговоры, беседы и вспышки весенних обострений.
На ваш взгляд, какие перспективы влияния этой истории на дальнейшие отношения двух стран?
Михаил Брюханов: Я однозначно понимаю, что РФ тоже будет предпринимать какие-то шаги, вряд ли мы готовы терпеть такое неуважительное отношение к себе, к государству, к нашим сотрудникам. Надеюсь, что мы найдем в целом пути решения и выхода из этого кризиса, но нынешнее состояние отношений Чехии и России иным словом, как кризис, назвать нельзя. Вся цепочка нелогичных действий последнего года чешского истеблишмента: переименование улиц, площадей, снос памятника, обвинение дипломатов — это какая-то реальная попытка заполнить идеологический вакуум своей политики какой-то жаждой, каким-то наполнением антирусской истерии. Но на этом не выстроишь политику, чешский народ очень разумный и долго это не будет слушать. Можно один раз наврать, можно два раза наврать, но этим не заменишь конкретные дела и конкретное развитие государства.
Как ранее сообщало издание Ceskenoviny.cz, Чехия объявила двух российских дипломатов персонами нон-грата и обязала их покинуть страну, а сообщили об этом премьер-министр Андрей Бабиш и министр иностранных дел Томаш Петржичек. Как пояснил Бабиш, решение было принято из-за конфликта между сотрудниками российского посольства, результатом которого стали ложные утверждения о том, что Россия угрожает чешским политикам муниципального уровня отравлением рицином. По его словам, один из российских дипломатов передал чешским спецслужбам ложную информацию об угрозе отравления.