Авария в Норильске: реакция ученых, рынков, депутатов и анонимных телеграм-каналов
Разлив 21 тысячи тонн дизеля произошел еще в конце мая. Топливо выплеснулось из резервуара компании, подконтрольной «Норникелю». Может ли авария перерасти в скандал международного масштаба?
Читать на полной версииПосле того как Владимир Путин устроил разнос красноярскому губернатору Александру Уссу и главе «дочки» «Норникеля», компании НТЭК, Сергею Липину, резко активизировались анонимные телеграм-каналы. Шумели они весь вечер среды, продолжили утром. И в большинстве публикаций главным виновником аварии называли основного владельца «Норникеля» Владимира Потанина.
Ему припомнили все. И то, что он возглавляет список Forbes с состоянием почти в 20 млрд долларов. И то, что он в 1990-х придумал залоговые аукционы, благодаря чему купил «Норильский никель» за небольшие деньги. Ну и, конечно, каналы намекали на национализацию компании.
Вероятно, в четверг брокеры это все прочитали. И акции «Норникеля», которые до этого почти не реагировали, рухнули больше чем на 8%. Масла в огонь подлил и депутат-единоросс Александр Якубовский — попросил временно отстранить Потанина от руководства «Норникелем». Думать, что кто-то специально подстроил серьезную аварию, слишком конспирологично. Но то, что кто-то решил ею воспользоваться, — в этом мало сомнения. Продолжает генеральный директор Фонда национальной энергобезопасности Константин Симонов.
О том, кто мог инициировать атаку на Потанина, не говорят ни анонимные, ни публичные эксперты. Не будем гадать и мы. Пока ни в чем не обвиняют другого крупного акционера «Норникеля» — основанный Олегом Дерипаской «Русал». Кстати, у его Красноярского алюминиевого завода тоже были похожие проблемы с «черным небом». Бумаги «Русала» сейчас тоже упали, на 5%.
Реакция Путина вполне объяснима. Дело не только в том, что о ЧП поздно доложили наверх, хотя «Норникель» это опроверг. Авария случилась в Арктике. Стратегическом для нас регионе, развитие которого описывают нацпроекты. Это Северный морской путь, это добыча углеводородов на шельфе Карского моря. И сразу встает вопрос: а когда ее начнут, можно ли исключить, что не будет подобных разливов нефти? Тем более такое происходило не только с российскими, но и с самыми передовыми мировыми компаниями.
Прокуратура считает, что вытекший в местные реки дизель может попасть в то самое Карское море. И это, возможно, перерастет в международный скандал с очень тяжелыми последствиями. Комментирует член-корреспондент РАН, профессор РГУ нефти и газа Василий Богоявленский.
Василий Богоявленский член-корреспондент РАН, профессор РГУ нефти и газа «Если в море, то смотря, конечно, сколько туда попадет, можно ждать очень большого скандала, глобального. Потому что там идут течения и то, что окажется в море, через год может вполне оказаться у канадских берегов — это я условно говорю. Дело в том, что сейчас в мире не существует технологий надежной ликвидации разливов в ледовых условиях. В самых благоприятных условиях Мексиканского залива десять лет назад удалось собрать всего примерно 16% разлившейся нефти, и около 4-5% было сожжено на месте».
Против сжигания сразу же выступили в Минприроды. Василий Богоявленский согласен: это будет огромный выброс СО2. Норильск и так не самый благополучный в плане экологии город. Там тему аварии, конечно, обсуждают. Но не так остро — люди больше волнуются по поводу отпусков, рассказывает директор медиакомпании «Северный город» Игорь Астапов.
Игорь Астапов директор медиакомпании «Северный город» «Все-таки ситуация, связанная с разливом топлива, находится довольно далеко от города, водозабора никак это не коснулось, соответственно, вода в водопроводе никак не изменилась, на это ничто не повлияло. Норильчан сейчас больше беспокоит, на мой взгляд, ситуация с отпусками, потому что в связи с карантином это затруднительно сейчас. Не очень понятно, как все отпуска будут происходить, а для северян отпуска — это особенная ценность».
Последствия аварии еще только предстоит узнать. Как и причину. В «Норникеле» считают, что во всем виновато таяние мерзлого грунта из-за аномального тепла. Но есть мнение, что недосмотрели за прохудившимся резервуаром с дизелем. Версия с мерзлотой, наверное, выгодна заводу: ничего не поделаешь, природа. Но в любом случае останутся вопросы и к Росприроднадзору, и к Ростехнадзору. А еще важно, сколько придется заплатить «Норникелю».
В конце 1980-х у берегов Аляски произошло крушение танкера Exxon Valdez и разлив нефти. Эта авария стоила американской компании 6 млрд долларов. После разлива в Мексиканском заливе только один штраф для British Petroleum составил 20 млрд долларов. А если прибавить к ним общие затраты на ликвидацию, то это около 60 млрд. Но там и разлили в десятки раз больше, чем сейчас в России. Устранение последствий нашей аварии оценивают и в десятки, и в сотни миллиардов рублей. Окончательная цена вопроса явно будет решаться не в Норильске.