СК возбудил дело о халатности из-за несвоевременного информирования о ЧП в Норильске
«Норникель» законсервирует после удаления из рек нефтепродукты, которые попали в водные объекты, заявили в компании. В «Гринписе» же говорят, что устранение последствий может занять более десяти лет, и оценивают экологический ущерб в 6 млрд рублей
Читать на полной версииОбновлено в 17:36
Из-за несвоевременного информирования о масштабном разливе нефтепродуктов в Норильске Следственный комитет возбудил уголовное дело о халатности. Ранее были возбуждены дела по статьям «порча земли», «нарушение правил охраны окружающей среды» и «загрязнение вод».
ЧП произошло 29 мая. На ТЭЦ-3, принадлежащей «Норникелю», произошла разгерметизация резервуара с дизтопливом. В результате более 20 тысяч кубометров нефтепродуктов разлилось на площади 180 тысяч квадратных метров, часть топлива вылилась на проезжую часть, после чего загорелся проезжавший мимо автомобиль.
Начальник цеха ТЭЦ Вячеслав Старостин арестован до 31 июля, сообщил СК. Его обвиняют в нарушении правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246 УК РФ).
Власти Норильска отреагировали на ситуацию лишь спустя два дня. Президент Владимир Путин 3 июня объявил в Норильске режим ЧС и резко высказался в адрес губернатора Красноярского края Александра Усса за запоздалую реакцию на ситуацию. Вот как прокомментировал это пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков.
Депутат Госдумы от «Единой России» Александр Якубовский попросил СК отстранить руководство «Норникеля», в том числе главу компании Владимира Потанина. Письмо депутат направил главе СК Александру Бастрыкину 3 июня, сообщает РБК. О политическом контексте экологической катастрофы рассуждает политолог Георгий Бовт.
Чем ситуация может обернуться для «Норникеля» и его руководства? Мнение генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова.
Экологический ущерб из-за разлива нефтепродуктов в Норильске может превысить 6 млрд рублей, полагают в «Гринписе». И это, по мнению экологов, только то, что касается водных объектов, без учета ущерба почве и выбросов в атмосферу.
По заявлению «Норникеля», основная причина аварии — потепление в условиях вечной мерзлоты, которое привело в движение опоры под топливными цистернами. Первый вице-президент компании Сергей Дяченко пообещал, что очистка водоемов в районе разлива топлива займет две недели.
У специалистов другое мнение. Вот что сказал Business FM директор по программам «Гринпис России», председатель экспертной комиссии Общественной экологической экспертизы Иван Блоков.
Иван Блоков директор по программам «Гринпис России», председатель экспертной комиссии Общественной экологической экспертизы «Я не слышал, что в «Норильском никеле» был хоть один работающий серьезный биолог со степенью, который мог бы оценить последствия для северной тундры. Поэтому я удивлен, что «Норильский никель» делает подобные утверждения. Для того чтобы мало-мальски очистить этот объект, в первую очередь нужно откачать дизельное топливо — это 21 тысяча тонн, около 25 тысяч кубометров. Когда это смешано с водой, самая маленькая емкость, которая им нужна, чтобы откачать, — 100 тысяч кубометров. Сжигать на воде категорически запрещено. Это не только незаконно, но и невозможно, чтобы совсем не уничтожить водоем. Я не очень себе представляю, где и как будет сделана емкость объемом 1 млн тонн или больше, как будет происходить откачка. Я не понимаю, что они имеют в виду под очисткой озера, когда часть топлива уже явно попала на дно и оно загрязнено. То есть то, что есть на дне, тоже надо очищать. Сейчас это катастрофа полностью арктической зоны с большими проблемами, которые будут вызваны для окружающей среды. Это очень серьезное воздействие, потому что тундра восстанавливается крайне долго: то, что на широте Москвы восстанавливалось бы, может, 80-100 лет, там будет восстанавливаться 200-400 лет, а может быть, и больше. Полностью считаю правильным объявление ЧС, к сожалению, это было сделано очень поздно. Что касается самой ситуации, я предполагаю, что это просто была проржавевшая и прогнившая емкость, она ведь эксплуатировалась больше 30 лет. По-моему, два года назад, в 2018 году, Ростехнадзор давал разрешение на продолжение эксплуатации. Здесь у меня большие вопросы, но я очень надеюсь, что расследование все-таки будет проведено».
О реакции жителей Норильска на ЧП рассказал директор медиакомпании «Северный город» Игорь Астапов.
Игорь Астапов директор медиакомпании «Северный город» «Все, что говорят в городе, выглядит примерно следующим образом: конечно же, ситуация всех беспокоит, но, честно говоря, это не является главной темой, о которой норильчане разговаривают между собой, потому что все-таки ситуация, связанная с разливом топлива, находится довольно далеко от города, водозабора никак это не коснулось, соответственно, вода в водопроводе никак не изменилась. Норильчан сейчас больше беспокоит, на мой взгляд, ситуация с отпусками, потому что в связи с карантином это затруднительно сейчас. Не очень понятно, как отпуска будут происходить, а для северян отпуска — это особенная ценность».
Бумаги «Норникеля» на Московской бирже падают на 7% в момент публикации материала. Движение вниз началось еще 26 мая одновременно с падением на мировых рынках никеля и палладия.