Министр обороны США Марк Эспер заявил, что выступает против применения вооруженных сил для борьбы с беспорядками, охватившими страну, сообщает Reuters. Президент Дональд Трамп хочет использовать для применения армии «Закон о восстании», который был принят в 1807 году.

В XIX веке «Закон о восстании» применялся в основном при конфликтах с коренным американским населением — индейцами. В конце XIX и начале XX веков на него ссылались во время трудовых конфликтов. В XX веке он использовался для борьбы с расовой сегрегацией, в частности президентом Джоном Кеннеди, когда в 1962 и 1963 годах он направил федеральные войска в Миссисипи и Алабаму для обеспечения соблюдения законов о гражданских правах. Более свежее применение закона датируется 1989 годом — во время мародерства после урагана Хьюго, и 1992 годом — во время беспорядков в Лос-Анджелесе.

В 2007-м в «Закон о восстании» внесли поправку, в которой прямо указывалось, что поводом для использования вооруженных сил может стать любая чрезвычайная ситуация, препятствующая исполнению законов, независимо от согласия того или иного штата. Спустя несколько месяцев после ее принятия губернаторы всех 50 штатов выступили против нее, и в январе 2008 ее отменили.

Вечером во вторник протесты в большинстве крупных городов США были преимущественно мирными, сообщает BBC. При этом во многих из них, в том числе в Вашингтоне и Нью-Йорке, ввели комендантский час.

Согласно опросу, проведенному во вторник Reuters/Ipsos, большинство американцев (64%) сочувствуют протестующим и не одобряют жесткую линию президента Дональда Трампа, 27% заявляют о том, что протесты им не нравятся, а 9% не могут определиться.

Житель Нью-Йорка Александр рассказывает, что рядом с местом его работы начали забивать фанерными щитами артхаусный кинотеатр.

«То, что происходит в Нью-Йорке, ужасно, никто не думал, что до такого дойдет. Последний раз такое было в 1970-е во время волнений, а сейчас же вроде бы думали, что уже живем в прогрессивное передовое время. И если уже заколачивают кинотеатры, значит, понимают, что это не на две секунды, не на один вечер, а это надолго. Плюс к тому, что коронавирус закрыл бизнесы, так теперь уже и даже закрытые бизнесы разгромили, не говоря уже об открытых. Кто потом захочет в Нью-Йорке или других больших городах открыть бизнес? Либеральные белые и нацменьшинства соединились, а остальные как-то равнодушно смотрят. Вообще, это выглядит как-то бредово, что дочка мэра сама участвовала в этих беспорядках, ее арестовали. И мэр сказал, что он ее полностью поддерживает и гордится своей дочкой. Как этот мэр будет останавливать эти безобразия?»

Незадолго до выборов Дональд Трамп попал в сложную ситуацию, из которой у него все же есть выход, считает политолог-американист, член-корреспондент Академии военных наук РФ Сергей Судаков.

Сергей Судаков политолог-американист, член-корреспондент Академии военных наук РФ «В Америке очень сложно ввести войска, если нет решения губернатора. Но в США после 11 сентября был подписан акт о чрезвычайном положении, и каждый президент продлевает этот акт. Президент получает большие полномочия. Получается, когда есть ЧП, можно действовать, уже не спрашивая губернаторов. Можно действовать самостоятельно и очень жестко подавить этот конфликт. Но возникает вопрос: если ты очень жестко подавишь конфликт, то, конечно, ты не сможешь переизбраться, и Трамп это прекрасно понимает. Поэтому его задача — пройти между Сциллой и Харибдой, сделав так, чтобы федеральные власти вмешались, максимально жестко подавили протесты. Сейчас от его выбора зависит очень многое, какую стратегию он должен выбрать, чтобы сыграть на все 100%. Он попросту какие-то штаты оставит без внимания — это демократические штаты — и скажет: пусть там все решают губернаторы. А в других штатах, которые являются колеблющимися, он будет наводить порядок, тем самым привлекая новых избирателей на свою сторону».

Протесты в США, иногда принимающие насильственный характер, начались из-за смерти афроамериканца Джорджа Флойда, убитого на прошлой неделе полицией Миннеаполиса. Они длятся уже девять дней. За это время, по данным Associated Press, по всей стране были арестованы не менее 9300 человек. В частности, в Лос-Анджелесе провели 2700 арестов, в Нью-Йорке — около 1500.