«Содержание не является революционным». Путин утвердил основы политики в области ядерного сдерживания
В текущем указе отмечается, что Россия рассматривает ядерное оружие исключительно как средство сдерживания, а его применение — крайне вынужденная мера
Читать на полной версииПрезидент России Владимир Путин утвердил основы государственной политики в области ядерного сдерживания. Этот указ впервые опубликован на официальном портале правовой информации. Ранее подобные документы были закрытыми. Последний такой указ подписывал Дмитрий Медведев в 2010 году, он был рассчитан на десять лет.
В текущем указе отмечается, что Россия рассматривает ядерное оружие исключительно как средство сдерживания, а его применение — крайне вынужденная мера. В документе указываются четыре условия, при которых Россия может применить ядерное оружие. Это запуск баллистических ракет по территории России или ее союзников, применение противником ядерного оружия или других видов оружия массового поражения, воздействие на критически важные государственные или военные объекты и агрессия с применением обычного оружия, которая может ставить под угрозу существование России как государства.
О чем говорит новая ядерная доктрина России? Это Business FM обсудила с политологом, директором Международного института политической экспертизы Евгением Минченко.
— На самом деле содержание не является революционным. Изменение военной доктрины России произошло несколько лет назад, потому что раньше была тема, что мы отвечаем ядерным оружием только на атаку ядерным оружием, а потом появился тезис, что если возникает риск для России как государства, то мы можем ответить ядерным оружием и на использование обычных вооружений. Так что, в общем-то, какой-то большой новеллы здесь нет и все те тезисы, которые здесь присутствуют, уже публично озвучивались. Если говорить о том, что американцы отказались от Договора об открытом небе, собственно к этому все уже шло. Это политика Трампа, что он отказывается от любых договоров, которые могут ограничивать США. Это можно рассматривать в том числе и как сигнал готовности России всеми возможными средствами отстаивать свой суверенитет.
— США посчитали, что в локальных конфликтах можно применять ядерные заряды малой мощности, поскольку это якобы не приведет к ядерной войне. Такое можно применить, например, против тех же террористов. Это может считаться угрозой для нас, если это случится у наших границ? И в таком случае наша страна может применить это самое ядерное оружие в ответ?
— Мой учитель академик Кокошин, который был в свое время секретарем Совета безопасности России, неоднократно обращал внимание на тот факт, что в какой-то степени в разгар «холодной войны» уровень международной безопасности был выше, потому что были четко прописаны протоколы реагирования, четко прописаны угрозы и способы ответа на них, и соответственно каждая сторона понимала, как на них отвечать в случае чего и чего ожидать от оппонента. А сейчас старые протоколы не действуют, сама по себе вот эта модель реагирования становится невнятной, размытой и это действительно очень большой риск. Поэтому, я думаю, сегодня ключевая задача в отношениях России, США, да и других игроков, обладающих ядерным оружием, и не только ядерным, кстати говоря, но и химическим, бактериологическим, чтобы были четко прописаны алгоритмы: вы делаете так, тогда мы делаем так.
— В начале года Владимир Путин предложил созвать «ядерную пятерку» постоянных членов Совбеза ООН и как раз обсудить вопросы безопасности. Стороны, включая даже, по-моему, США согласились, но это так и осталось на уровне идеи и обсуждения. На сегодня есть ли перспектива такого саммита и может ли изменить этот саммит что-либо в этих вопросах?
— Я думаю, что перспектива есть, скорее всего, это будет перенесено уже на время после выборов президента США. Тем не менее я очень надеюсь, что подобного рода саммит состоится, и в целом будет выстроена системная работа, потому что это не то что собрались один раз лидеры ядерных государств и между собой договорились. Этому должна предшествовать и очень серьезная экспертная работа, и встреча военных специалистов.
— На сегодня есть ли реальная угроза для России и насколько возможно применение нами ядерного оружия?
— Эта угроза есть всегда, потому что иначе не было бы ядерного оружия. Я бы сказал, что на данный момент, конечно же, она не велика.
При кибератаке под прицелом будет сама система управления боеголовками, поэтому здесь очень важен третий пункт доктрины, отмечает генеральный директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов.
Ранее посол США в Польше Джорджетт Мосбахер предположила, что Польша могла бы разместить ядерное оружие США на своей территории. А в Германии, напротив, в конце мая начался спор вокруг такого решения. Большинство немцев выступили против размещения в их стране американского ядерного оружия.