Золото, недвижимость, ценные бумаги — во что вложиться во время пандемии?
Инвестиции в период неопределенности обсудили участники видеоконференции «Деньги есть! Во что вложиться?», организованной Business FM
Читать на полной версииМировой ВВП может упасть на 7-10% в этом году, прогнозирует Deloitte. Из-за коронавируса по всему миру сохраняется высокий уровень неопределенности, и это влияет на инвестиционные решения. Что может произойти с золотом, недвижимостью и ценными бумагами, обсудили участники видеоконференции «Деньги есть! Во что вложиться?», организованной Business FM.
Партнер по организации трансляции на онлайн-конференции — Red Box Media.
Коронакризис — явление уникальное. Таких кризисов в истории человечества еще не было, поскольку экономический спад вызван абсолютно сознательными действиями правительств по всему миру. Государства пошли на такие меры ради того, чтобы остановить распространение вируса и спасти человеческие жизни. Это контролируемый процесс. Теперь карантины снимаются. Прогнозировать дальнейшее развитие событий мешают два огромных источника неопределенности. Один — медицинский, ведь до сих пор достоверно о коронавирусе известно мало. Второй — экономический, говорит ректор Российской экономической школы (РЭШ) Рубен Ениколопов.
Рубен Ениколопов ректор Российской экономической школы (РЭШ) «Будет ли вторая волна по аналогии с испанкой, вторая волна которой была гораздо сильнее первой? Второй источник неопределенности связан с действиями правительств: насколько эффективны оказываются программы помощи в разных странах по недопущению того, что изначально кризис, связанный с коронавирусом, мог превратиться в подобие Великой депрессии из-за падения экономического спроса. Если во время ограничительных мер, связанных с вирусом, падение спроса и доходов населения превышает некий пороговый предел, то запускается экономическая спираль кризиса, когда спрос уже настолько упал, что даже при снятии ограничительно-карантинных мер спрос настолько низкий, что экономическая активность не может возобновиться. И вот поэтому практически все государства мира, затронутые коронавирусом, тратят беспрецедентные по историческим масштабам деньги на программу помощи экономике для недопущения критического падения спроса».
Из-за такой неопределенности взлетела цена на золото. Вместе с акциями Facebook и Amazon оно оказалось в тройке лидеров роста. Взлет акций упомянутых компаний вполне логичен, ведь самоизоляция миллионов людей по всему миру идет только на благо их бизнеса. Почему среди них оказалось золото, объясняет международный финансовый консультант FCP Исаак Беккер.
Исаак Беккер международный финансовый консультант FCP «Почему среди этих технологических компаний, которые у всех на слуху, на втором месте оказалось тихое, спокойное золото? Потому что страх, ничего дальше не понятно, куда это все пойдет. Как будет дальше, никто не знает. Неопределенность очень большая. Но технологические компании уже «выстрелили», и сейчас не нужно хвататься за такие вещи. Частному инвестору нужно десять раз подумать, лезть ему сейчас в свой кошелек или не лезть. А если он лезет в свой кошелек и хочет вытащить свои деньги, нужно четко понимать, зачем он это делает, почему он это делает сейчас, на что он рассчитывает, какие риски у него есть и так далее».
А вот предприниматель Оскар Хартманн, основавший такие технологичные стартапы, как CarPrice, KupiVip и Activo, считает золото бесполезным и в его инвестиционную привлекательность не верит.
Оскар Хартманн предприниматель «Нам продают идею, что кусок золота десять на десять на десять метров стоит больше, чем все компании мира: Facebook, Booking, Google, «Газпром», что все компании, которыми мы пользуемся, все, что мы получаем в жизни, стоит меньше, чем кусок золота, какой-то металл — мертвый, бесполезный кусок металла. Золото — бесполезная вещь для человека, абсолютно тупая, не дает никакую доходность в моменте. Я бы выбрал недвижимость, потому что доходность выше акций и потому что сейчас то, что случилось, это самая большая травма всему человечеству, которая показала, что нужно обустраивать жизненное пространство вокруг себя, что это очень важно в критический момент».
В России недвижимость пользуется особенной любовью среди инвесторов. В периоды неопределенности лучший выбор для сохранения средств — объекты класса делюкс. Ведь хайнетов и ультрахайнетов — людей с высоким и очень высоким доходом — становится все больше. Самые надежные варианты в странах с устойчивой экономикой — в Германии, Австрии. Те, кто хотят заработать, идут на высокорисковые рынки, например в Россию. Об одной из сделок, закрытых в период пандемии, рассказала председатель совета директоров Kalinka Group Екатерина Румянцева.
Екатерина Румянцева председатель совета директоров Kalinka Group «У инвестора валютный доход, и серьезно подешевевшая за счет курсовой разницы российская недвижимость выглядела для него достаточно привлекательно, учитывая, что у него есть возможность привлекать, например, кредиты в евро. В результате он добился за счет своей смелости и страха девелопера скидки на входе 40%, объект уже в серьезной стадии готовности, и выход у него будет примерно через год. Объект серьезно реализован — на 65%. Плюс появится доходность в размере минимум 20-30%. В результате человек сделает выход с доходностью 70% и перекроет свою курсовую разницу. Такие истории есть — и в коммерческой недвижимости, и в торговой недвижимости, и в жилой, но эти кейсы надо искать».
Коронакризис так плотно вошел в повестку, что президентские выборы в США, которые пройдут осенью, отошли на второй план. Обычно перед ними происходят «неожиданные» военные конфликты, а значит, хорошее время для покупки акций военной отрасли, считает президент компании «Московские партнеры», профессор ВШЭ Евгений Коган. Помимо этого, у многих надежных, хороших корпораций есть облигации с погашением в 2030-х, 2040-х, 2050-х годах, которые дают долларовую доходность 5-7% годовых. И это не «мусорные» облигации, говорит Евгений Коган.
Конечно, выбор каждого инвестора зависит и от количества денег, и от готовности к риску. О них в период неопределенности следует думать в первую очередь.