Российская государственная детская библиотека (РГДБ) все-таки присвоила литературной премии «Большая сказка» имя Эдуарда Успенского, хотя ранее дочь писателя выступала против. Директор библиотеки Мария Веденяпина подчеркнула: при организации премии они руководствуются исключительно творческими заслугами детских авторов и не принимают во внимание их личные качества.

Ранее дочь писателя Татьяна Успенская написала открытое обращение против того, чтобы литературной премии давали имя ее отца. Причина, по ее словам, в домашнем насилии со стороны писателя, которому подвергались члены семьи. Татьяна Успенская сказала, что человек, чьим именем называют премию, должен быть добрым и нравственным.

Это заявление вызвало резонанс. Business FM решила спросить известных литературных критиков и публицистов: надо ли в таких случаях учитывать, каким человеком в жизни был автор или только каким писателем?

Писатель, журналист Дмитрий Быков считает, «что в стране, где Ленинским называется один из главных проспектов, а Ленинградским — один из главных вокзалов, как-нибудь премия Успенского не приведет к падению нравов».

Дмитрий Быков писатель, журналист «У нас очень многие улицы в стране названы именем одного человека, которого мы все знаем, и он, кстати, к домашнему насилию никогда не прибегал, он был прекрасным семьянином — Ленин. Он был отличным сыном, очень верным мужем, если не считать нескольких эпизодов. Он никогда никого не ударил, а про половую его жизнь мы ничего не знаем, но вроде есть такие сведения, что он гораздо больше интересовался мировой революцией, чем сексом. И тем не менее, я думаю, 90% населения России дорого дало бы, чтобы этот человек не родился или, по крайней мере, родился бы не здесь. Поэтому критерии «плохой» и «хороший» у меня, в общем, размыты».

Литературный обозреватель Forbes Наталья Ломыкина полагает, что Успенский «писал плохие книги» и «для детской премии можно найти в нашей литературе имена и получше».

Наталья Ломыкина литературный обозреватель Forbes «Эдуард Успенский умер совсем недавно, то есть это наш современник. И если, скажем, о моральных качествах Ганса Христиана Андерсена, о том, каким он был человеком, мы можем судить, основываясь лишь на каких-то дошедших до нас дневниках, письмах и так далее, то Эдуарда Успенского знает слишком много людей, которые с ним взаимодействовали совсем недавно. И это сокращает дистанцию, поэтому важно, что детский писатель, скажем так, не демонстрировал в жизни свою любовь к детям. Но для меня лично как для человека литературы здесь гораздо важнее качество Эдуарда Успенского как автора. Я считаю, что он писал плохие книги. И то, что мы говорим о нем как о классике, это в значительной степени заслуга советской мультипликации. Таким образом, его имя не может даваться премии, которая будет эталоном для детской литературы. Какой он человек — это вопрос второй».

Телеведущий, публицист Александр Архангельский говорит, что «вообще можно было бы сделать премию имени любимого героя, совершенно не обязательно давать премию имени любимого, но не образцового по-человечески автора».

Александр Архангельский телеведущий, публицист «Всегда ли премии носят имена безупречных авторов? Знаете ли вы о премии Сергея Михалкова? Вряд ли кто-то согласится, что Сергей Михалков образец для подражания, кроме тех, кто к нему близок. Тем не менее талантливый был советский детский писатель. Что касается конкретно Успенского, мне кажется, что вообще можно было бы сделать премию имени любимого героя, совершенно не обязательно давать премию имени любимого, но не образцового по-человечески автора. Мы ценим не то, каким был Успенский, большинство из нас просто этого даже и не знает, а то, какие образы после него, может быть, благодаря книгам, а может быть, прежде всего, благодаря аниматорам остались в нашей культуре. Образы безусловные, люди не всегда достойны образов, которые они создавали».

Эдуард Успенский скончался в августе 2018 года в возрасте 80 лет после продолжительной болезни.