Личный вертолет — это не только роскошь, но удобное, быстрое и, главное, индивидуальное средство передвижения. И речь идет именно о личном транспорте, а не арендованном на время. Но обо всем подробнее.

В 2020 году интерес к современным детищам Сикорского увеличился в разы. По данным компании «Вертолетные технологии», количество запросов на вертолеты зарубежных производителей выросли на 300%.

«Если в 2019 году у нас было 2-3 запроса в неделю, то в период пандемии интересоваться вертолетами стали 2-3 раза в день. Понятно, что не все могут себе позволить даже ресурсную технику (подержанные вертолеты. — Прим. ред.), но очевидный всплеск спроса — имеет место быть», — говорит генеральный директор компании «Вертолетные технологии», Виктор Мартынов.

На самом деле, спрос вызван не только, и, может быть, не столько именно пандемией, но и изменившимся законодательством. Дело в том, что с 1 января 2020 года отменили налог на добавленную стоимость (НДС) при ввозе на территорию России воздушных судов, подлежащих регистрации в Российском открытом реестре судов.

К слову, изменения в налоговом законодательстве также освободили от НДС импорт авиадвигателей, комплектующих для строительства или модернизации гражданских самолетов, а также запчастей для ремонта воздушных судов в России.

Что это значит на деле? То, что стоимость тех же вертолетов и их обслуживания упала сразу на 20% и, по сути, открыла европейский рынок для россиян. И речь идет не только о новых вертолетах, но и о ресурсных, которых в Старом Свете значительно больше, чем в нашей стране.

➤ На 2020 год в России насчитывается 920 вертолетов импортного производства

Так в Европе насчитывается около 7000 вертолетов, в России, на май 2020 года импортных машин — только 920, а это и есть костяк малой авиации. Российская техника, в большей степени используется для госкорпораций, пожарных, МЧС и медиков.

Налоговый маневр в вертолетной технике, назовем его так, будет действовать до 1 января 2023 года. Пока, во всяком случае. Соответственно, понятен и возросший интерес к вертолетам в России.

По словам собеседника BFM.ru Виктора Мартынова, генерального директора компании «Вертолетные технологии», в первую очередь, стоит обратить внимание на ресурсную технику из Европы.

«Она дешевле в полтора раза, чем новая. Например, Airbus Helicopters H135 — новый стоит более 5 млн евро. Ресурсный с налетом 1600 часов можно найти за 3,5 млн евро. При этом, вы получаете такой же вертолет по качеству, исполнению, внешнему виду, только с налетом. К тому же, в Европе немного другое отношение к технике. Там не меняют вертолеты как перчатки, летают пока не понадобится машина более высокого класса, например, а это значит — один владелец, более прозрачная история эксплуатации и обслуживания», — говорит Виктор Мартынов.

Личный вертолет, это, разумеется, не только затраты на покупку, но и содержание: зарплаты пилотам, техническое обслуживание, хранение. Конечно, можно, при желании, держать технику и на своем загородном участке. В братской Беларуси даже предлагают недорогие надувные ангары по 1,5 млн рублей. Но все же, на специализированных площадках вам гарантируется постоянное наличие топлива, техников и ответственное хранение.

СПРАВКА:

Стоимость содержания вертолета в России на примере Airbus Helicopters H125. При налете 150 часов в год или 12-15 часов налета в месяц

Хранение: 150 тысяч рублей в месяц летом, 180 тысяч — зимой

Техническое обслуживание: 1-1,2 млн рублей в год

Зарплата пилота — 120-150 тысяч рублей в месяц

Стоимость топлива ТС-1 (керосин): 60 рублей/литр, расход 150 литров в час

Страховка каско: около 1,5 млн рублей (2,5% от стоимости вертолета), Гражданская ответственность перед третьими лицами — 30 тысяч рублей

Транспортный налог: около 200 тысяч рублей

Амортизация: около 5% в год

Возникает вопрос в целесообразности именно владения личным вертолетом, ведь стоимость аренды аналогичной техники с пилотом составляет около 80 000 рублей за час полета. Что, разумеется, существенно дешевле, чем эксплуатация собственного вертолета. Но есть свои существенные нюансы.

«Арендованную технику надо бронировать заранее. Как минимум за один-два дня до полета. А в высокий сезон, срок еще выше. Кроме того, вы также можете оказаться в ситуации, когда вертолет именно по вашему запросу занят. А это, например, репутационые потери перед партнерами, с которыми вы планировали отправиться в полет. Собственный вертолет можно подготовить к полету в максимально короткие сроки. План полета подается в уведомительном порядке. 30 минут на принятие плана диспетчером зонального центра — и в путь. То есть основное время тратится на то, чтобы пилот из дома доехал до вертолета», — поясняет Виктор Мартынов, генеральный директор компании «Вертолетные технологии».

Конечно, через 30 минут вы никуда не улетите, даже на личном вертолете. Пилоту надо добраться до площадки хранения вашего вертолета, собственно, провести все необходимые для взлета процедуры и направиться к вам… разумеется, если вы лично не решили прибыть к месту базирования. А так, в принципе, никаких ограничений, чтобы посадить вертолет где-то рядом с вашим особняком нет… летать нельзя над городами и поселками, а посадить в поле, где нет близко ЛЭП, можно элементарно. Но это уже нюансы. Хотя на арендованной технике не всякий пойдет на ваши условия доставки.

Ну и в конце концов, личный вертолет, особенно в условиях пандемии и постпандемийного периода — это гарантия безопасности. На нем летаете только вы, вы знаете, как его обслуживают, как он хранится и, конечно же, эксплуатируется. Если говорить о точке безубыточности собственных деловых интересов по сравнению со стоимостью затрат на содержание, то полеты 1-2 раза в неделю — это гарантированный повод задуматься о покупке собственного вертолета. При этом, при более редком использовании, перечисленных выше плюсов и, разумеется, имиджевых составляющих также никто не отменял.

Мир уже не будет таким как раньше. Может быть, действительно пора менять средство передвижения по России на личный быстрый и безопасный транспорт.