Магазины дьюти-фри не входят в список пострадавших из-за пандемии. Но из-за отмены международных рейсов им пришлось закрыться. «Мы закрылись первыми и откроемся последними», — констатирует и прогнозирует председатель совета директоров группы «АэроТрейд» Андрей Мартынюк. Он обратился к радиостанции через рубрику «Бизнес говорит».

Компания управляет магазинами беспошлинной торговли. Работает «АэроТрейд» в аэропортах пяти городов, в том числе в московском «Внуково», в Тюмени, Южно-Сахалинске, а также на железнодорожных вокзалах.

Магазины дьюти-фри естественным образом очень сильно пострадали. Международное сообщение остановлено, клиентов нет. И в то же время это розничная торговля, которую власти не закрыли. Хотя отрасль специфическая: за продуктами туда ходят только пассажиры с международных рейсов. В список пострадавших эта сфера по той причине, что в таких магазинах продают напитки и еду, не попала. Ситуацию комментирует Андрей Мартынюк.

Андрей Мартынюк председатель совета директоров группы «АэроТрейд» «Мы не можем на сегодняшний день ни получить субсидии как малое предприятие, мы не можем получить никакие кредиты, потому что мы не попали в список наиболее пострадавших компаний. А не попали мы в список по одной простой причине — компания дьюти-фри относится по коду ОКВЭД, который есть в статистике налоговой, к розничной торговле».

Эти магазины не работают с середины марта, когда правительство закрыло международные перелеты. То есть работать можно, но смысла в этом никакого, сотрудники сидят по домам. Обращения к властям разных уровней не помогли. Чиновники действуют только по одному принципу: если код не соответствует, то и поддержки не будет.

А здесь вообще нетипичная ситуация: сквозь призму взгляда государства такие торговые точки не пострадали. К реальной же жизни такой взгляд не имеет никакого отношения. Можно, конечно, махнуть на эти компании рукой, не так уж они, как, наверное, кажется властям, важны. Это как минимум не совсем так. По словам собеседника Business FM, магазины беспошлинной торговли — ключевые арендаторы для аэропортов. И от дьюти-фри в том числе косвенно зависит стоимость авиабилетов, замечает Андрей Мартынюк.

«Магазины дьюти-фри — это 45% неавиационного дохода наших аэропортов и железнодорожных пунктов пропуска. Мы платим достаточно большие суммы аренды и помогаем аэропортам закрывать свои расходы этими арендными платежами и, в общем-то, влияем даже на цену билетов, которая не растет благодаря тому, что мы платим достаточно серьезные арендные платежи. Поэтому я и обратился на радио, может быть, кто-то из чиновников подумает о нас и включит нас в список наиболее пострадавших не из-за какого-то формального кода ОКВЭД, а по смыслу».

Несмотря на близость к аэропортовому бизнесу, в список системообразующих такие предприятия не входят. Прогноз, что дьюти-фри будут восстанавливаться последними, вполне логичен. Авиакомпании начнут продавать билеты за рубеж, турагентства — путевки, и у них появится денежный поток. Эти же магазины зависят только от пассажиров, а когда они полетят за границу, закупившись на дорогу бутылочками и другими товарами, большой вопрос.

В этом бизнесе работают тысячи человек. Конкретно в компании Андрея Мартынюка — больше ста. Сколько было резервов, чтобы платить зарплаты, потратили. На счетах нули, заключает бизнесмен.