«Как заставить покупателя надеть маску?» Ретейлеры опасаются штрафов
«Почему мы должны нести ответственность за покупателя, причем в таком колоссальном размере?» — говорит генеральный директор сети «Магнолия» Владислав Зуб
Читать на полной версииРетейл опасается штрафов за то, что покупатели ходят без масок. Об этом Business FM рассказали представители бизнеса. Во многих российских регионах введен масочный режим. Он распространяется и на поход в магазины. Могут ли супермаркеты контролировать ношение масок и что им делать, если это противоречит другим законам?
Что делать — непонятно, говорит генеральный директор торговой сети «Магнолия» Владислав Зуб. По его словам, московские управы обязывают магазины не пускать покупателей без масок. Таков московский закон — без средств защиты нельзя даже выйти на улицу, иначе штраф от четырех тысяч рублей.
Но у ретейлеров есть другие законы. Это закон о торговле, Гражданский кодекс, который обязывает продавца продать покупателю товар. И у потребителей тоже есть право на то, чтобы зайти в магазин и купить то, что им хочется. Разумеется, о масках в этих сводах документов ничего не сказано — они писались в другие времена.
Получается, что продавцы между молотом и наковальней. С одной стороны, они не имеют права не пустить покупателя внутрь без средств защиты. С другой — если к ним придут проверяющие и, не дай бог, увидят внутри человека без маски, то торговую точку могут наказать. Штраф в сотни тысяч рублей за каждого безмасочного и угроза закрытия. Ситуацию комментирует генеральный директор торговой сети «Магнолия» Владислав Зуб.
Владислав Зуб генеральный директор торговой сети «Магнолия» «Как заставить покупателя надеть маску, для нас непонятно. В то же время почему мы должны нести ответственность за покупателя, причем в таком колоссальном размере, тоже непонятно. Как с этим бороться, пока ни управа, ни Роспотребнадзор не знают. Постановление есть, оно противоречит закону о торговле. Получается, здесь правовой вакуум. Я думаю, что примерно в течение одной недели все устаканится, но просто мы опасаемся, что сейчас придут, начнут нас штрафовать, как это было с выделенными линиями на полу, когда это только ввелось, активно это контролировалось — наличие разметки на полу».
Business FM опросила несколько юристов. Они сразу предупреждают: именно юридического комментария дать не могут. И говорят, что мы в принципе в последнее время живем вне правовой плоскости. С одной стороны, магазины должны подчиняться местным законам. С другой, они не в силах контролировать состояние защищенности от вируса каждого конкретного клиента.
У ретейлеров и полномочий таких нет. Даже если покупатель что-нибудь украл в магазине, то охранник из ЧОПа не имеет права его обыскивать, это прерогатива государственных ведомств. Охранник может задержать, но если превысит полномочия, то на это есть уголовная статья, а если превысит с применением насилия, то может сесть на три года.
Контроль за масками, согласно федеральным законам, примерно то же самое. И тем не менее, видимо, магазинам все-таки придется подчиняться местным постановлениям, предполагает председатель правления Московского юридического агентства Алексей Линецкий.
Я сам видел объявления на дверях магазинов: согласно такому-то постановлению, вход в магазин без маски запрещен. И в то же время видел, как гололицые люди смело заходили в магазины и никто им слова не говорил, разве что злобно косились другие покупатели в масках.
Но были и перегибы на местах. Например, в Новосибирской области на кассах отказывались обслуживать покупателей, пока те не купят в этом же магазине маску. В Удмуртии власти обязали все торговые сети обеспечивать клиентов средствами защиты. За свой, разумеется, счет. Безмасочных же надо попросить покинуть торговый зал. Если откажутся — вызвать полицию.
Правда, пока она приедет, покупатель наверняка попробует воспользоваться гарантированными ему правами на вход в супермаркет. Если же охрана будет слишком ретива, то все может закончиться драками и, как отмечено выше, уголовными делами.
Есть магазины, которые раздают маски бесплатно. Но с учетом нынешней стоимости изделий это дорого. Разве что заложить траты в цены на продукты, если конкуренция позволит. В течение дня 13 мая Business FM пыталась получить от московского департамента торговли ответ на вопрос: как должен магазин контролировать ношение масок покупателями? Комментарий на момент публикации материала в редакцию не поступил.