Мосгорсуд заново рассмотрит вопрос законности приговора Кокорину и Мамаеву
Так решил кассационный суд, удовлетворив жалобу защитников спортсменов. И хотя назначенные сроки футболисты уже отсидели, адвокаты заявили Business FM, что хотят добиться для них «справедливости»
Читать на полной версииВторой кассационный суд вернул на новое апелляционное рассмотрение в Мосгорсуд дело футболистов Александра Кокорина и Павла Мамаева. Об этом Business FM сообщили адвокаты осужденных. Таких образом, вышестоящая инстанция удовлетворила жалобу адвокатов спортсменов. Они главным образом не согласны с тем, что их подзащитных осудили за хулиганство (ч. 1 ст. 213 УК РФ).
Хотя осужденные уже давно отбыли назначенное наказание и вернулись к спортивной карьере (Мамаев теперь играет за «Ростов», а Кокорина взял в аренду футбольный клуб «Сочи»), их адвокаты считают вопрос квалификации действий фигурантов делом принципиальным. «Мы хотим добиться справедливости, чтобы их огульно не порицали за то, чего они делали. Это ведь неприятно. А хулиганства не было еще и потому, что их действия носили ответный характер. Их оскорбили, и это была реакция на оскорбления. У кого тестостерон повыше, понимает, о чем речь», — заявил Business FM Вячеслав Барик, адвокат младшего брата Александра Кокорина Кирилла Кокорина. Он отмечает, что хулиганство — это беспричинное нарушение общественного порядка, желание противопоставить себя обществу, тогда как в данном случае «этого не было», а спортсменов и их друзей спровоцировали.
Все за одного
Адвокат апеллировал к тому, что удар стулом по голове чиновнику Минпромторга Денису Паку нанес лишь Александр Кокорин, а суд незаконно распространил обвинение в хулиганстве на трех других фигурантов, при этом исключив из их действий предварительный сговор. Барик считает, что обвинение в хулиганстве с применением предметов, используемых в качестве оружия, по статье 213 УК РФ было предъявлено фигурантам только для того, чтобы заключить их под стражу, так как другие вмененные им статьи арест не предусматривали. По мнению Барика, фигурантов должны были привлечь к административной ответственности за мелкое хулиганство (ст. 20.1 КоАП) или к уголовной по ч. 1 ст. 115 УК РФ («умышленное причинение легкого вреда здоровью»), которая предусматривает максимальное наказание в виде ареста на четыре месяца.
Сами фигуранты в кассационный суд не поехали, попросив рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Адвокат Александра Кокорина Татьяна Стукалова также считает, что Пресненский суд столицы, а вслед за ним Мосгорсуд неправильно квалифицировали действия фигурантов. «Был неправильно применен закон, и, как следствие, назначено избыточно строгое наказание», — заявила она Business FM.
Также, по мнению защитницы, Александра Кокорина несправедливо осудили за избиение водителя ведущей Первого канала Ольги Ушаковой Виталия Соловчука. «Александр в драке участия не принимал, не бил его», — утверждает Стукалова.
Она пояснила, что адвокаты не просили Второй кассационный суд отменить приговор и оправдать спортсменов, поскольку у надзорной инстанции нет таких полномочий, она не занимается оценкой собранных доказательств. Именно поэтому защитники просили вернуть дело на «второй круг» в апелляцию. «Вся наша жалоба направлена на исправление неправильного применения норм материального и процессуального права», — сказала Стукалова, отметив, что защиту волнует лишь «справедливость приговора», поскольку «понятно, что наказание ребята уже отсидели».
Суд да дело
В октябре 2018 года в то время полузащитник «Краснодара» Павел Мамаев и форвард «Зенита» Александр Кокорин бурно провели время в компании друзей. Вмести с ними были младший брат Кокорина Кирилл и детский тренер по футболу из Подольска Александр Протасовицкий.
По версии следствия, вначале они избили водителя телеведущей Ольги Ушаковой Виталия Соловчука, разбили стекло машины его нанимательницы и повредили заднюю дверь. Инцидент произошел на 2-й Брестской улице неподалеку от стриптиз-клуба «Эгоист».
Затем друзья устроили драку в «Кофемании» на Большой Никитской улице с чиновником Минпромторга Денисом Паком. Его Александр Кокорин ударил по голове стулом. Пытавшийся пресечь стычку глава НАМИ (разработчик президентских автомобилей Aurus) Сергей Гайсин получил удар по лицу от Мамаева. Вскоре братьев Кокориных, Павла Мамаева и Александра Протасовицкого арестовали.
Пресненский суд Москвы 8 мая 2019 года признал их виновными в хулиганстве, совершенном с предметами, используемыми в качестве оружия (ч. 1 ст. 213 УК РФ), и в умышленном причинении легкого вреда здоровью из хулиганских побуждений (ч. 2 ст. 115 УК РФ). Также Мамаев и Протасовицкий были осуждены за побои (ст. 116 УК РФ). Кирилла Кокорина по этой статье суд оправдал. Все четверо были оправданы по ст. 35 УК РФ («совершение преступления группой лиц по предварительному сговору»).
Александр и Кирилл Кокорины получили по полтора года лишения свободы, а Павел Мамаев и Александр Протасовицкий — по одному году и пяти месяцам лишения свободы.
Выход по УДО и иск на 300 тысяч
В июне 2019 года Мосгорсуд внес в приговор лишь незначительное исправление, но оставил наказание прежним, отклонив апелляционную жалобу защиты. Осужденных отправили в колонию № 4 в Белгородской области. Впрочем, они пробыли там недолго: уже 17 сентября трое фигурантов вышли по УДО, отсидев в общей сложности 11 месяцев. Весь срок до конца отсидел только Александр Протасовицкий: ему отказали в условно-досрочном освобождении из-за трех взысканий.
Подсудимые с самого начала утверждали, что на драку их спровоцировали сами потерпевшие: по их словам, Соловчук обозвал их «петухами», а Пак и вовсе нецензурным словом, а также «хамлом».
Кстати, лишь в апреле этого года телеведущая Первого канала Ольга Ушакова решила взыскать с обидчиков ее водителя компенсацию. Она подала иск в Савеловский суд Москвы о выплате ей более 300 тысяч рублей за повреждение автомобиля Mercedes. Досудебная подготовка по иску была назначена на 6 мая, но, как сообщила Business FM пресс-секретарь суда Мария Михайлова, по ходатайству истицы суд отложил слушание на 25 июня.
Впрочем, адвокат Павла Мамаева Игорь Бушманов сообщил Business FM, что его клиент «счел целесообразным и необходимым самостоятельно погасить данный иск за всех вплоть до копеек, что им и было сделано 6 мая». В этой связи, по мнению адвоката, телеведущая должна будет его отозвать.