История с золотом Промсвязьбанка началась весной прошлого года. У банка на балансе было совсем небольшое количество этого драгметалла, если не сказать крохотное: примерно на 300 млн рублей. А потом, как писала газета «Коммерсантъ», объем резко вырос — больше чем 8 тонн почти на 24 млрд рублей. Что стало сопоставимо с запасами других крупнейших госбанков.

ПСБ — банк закрытый, часть информации о себе скрывает. Что неудивительно для опорного банка российской оборонки. Как сейчас по просьбе РБК выяснил начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования Максим Осадчий, весь накопленный объем золота ПСБ распродал. За один месяц объем снизился на 92%. Хотя еще год назад банк скрыл информацию о своем золоте, замечает Максим Осадчий.

Максим Осадчий начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования «Самое интересное состояло в том, что в апреле прошлого года как раз вот эту информацию о скачке банк скрыл. В его оборотной ведомости появился особый счет, на котором все денежные средства, драгоценные металлы были свалены в одну кучу, и понять из отчетности банка, что произошел резкий рост золотого запаса, было совершенно невозможно. Но аналитики — народ ушлый».

Когда на балансе «Промсвязи» нашли 8 тонн золота, в СМИ появились теории о том, что покупал он его для международных расчетов. А потом версия, что это золото не банка, а Венесуэлы. Тогда как раз началась история с санкциями против Каракаса. Возможно, ныне банк действительно продал драгоценный металл в интересах какого-нибудь своего клиента. Но так или иначе время ныне для этого самое подходящее. После начала пандемии коронавируса золото резко выросло в цене, в марте — на 16%. И тот, кто купил его по старым ценам сейчас, продав, хорошо заработал, говорит вице-президент инвестиционной компании «Золотой монетный дом» Алексей Вязовский.

— Сейчас золото сильно выросло в цене — и в рублях, и в долларах, в любой валюте вообще — в связи со всеми этими кризисными событиями, которые мы наблюдаем. Поэтому, возможно, клиент захотел зафиксировать свою прибыль и выйти в какую-то валюту, в какую — нам неизвестно. Поэтому не стоит удивляться, что наблюдаются какие-то продажи.

— Сейчас вообще хороший период, чтобы продавать золото?

— Это зависит от того, по какой цене вы его купили, если вы купили по тем докризисным ценам, то, разумеется, сейчас вы очень прилично заработали.

Об этом говорит и то, что продавали золото и другие российские банки. А общий инвестиционный спрос на него в первом квартале в годовом выражении вырос на 80%. И, соответственно, цены побили многолетний максимум. Особенно если считать в подешевевших рублях. Ну а наш ЦБ, который еще недавно был крупнейшим покупателем золота, на фоне роста цен приостановил его закупки. Кто купил золото Промсвязьбанка, конечно, неизвестно.

Зато можно вспомнить, как в Минфине прошлым летом прокомментировали стратегию кредитной организации. Замминистра финансов Алексей Моисеев говорил, что ПСБ ищет свою нишу, поэтому и начал работать на рынке драгметаллов. Трудно сказать, нашел ли он ее. Он продавал золото и раньше. А сейчас остатки у ПСБ сократились на 7 млрд рублей. Для этого банка с активами почти в 2 трлн деньги точно крохотные. Если же сделки шли в интересах таинственного клиента, то он действительно с помощью нашего банка мог свою нишу найти.