РБК: крупнейшая сеть кинотеатров не платит деньги киностудиям
Речь идет о сети бизнесмена Александра Мамута. О чем спорят кинотеатры и продюсеры и почему ситуация гораздо шире кинобизнеса?
Читать на полной версииВ начале года в российском прокате было несколько очень успешных фильмов. Только «Холоп» собрал больше 3 млрд рублей, поставив кассовый рекорд. «Лед-2» заработал 1,5 млрд, «Вторжение» — около 1 млрд.
Прокат этих фильмов закончился. Бокс-офис распределяется так: примерно половина остается у кинотеатров, 10-15% получают дистрибуторы, остальное — то есть в районе 40% — производителям фильмов.
И вот, как пишет РБК, выяснилось, что крупнейшая Объединенная сеть кинотеатров не отдала своим партнерам причитающиеся им деньги. Сеть, куда входит «Синема Парк» и «Формула кино», принадлежит бизнесмену Александру Мамуту. Впрочем, в компании утверждают, что работают со своими партнерами в индивидуальном порядке. Комментарий пресс-службы Объединенной сети кинотеатров:
«Вопросы выплат решаются с прокатными компаниями в рабочем порядке. Мы уведомили всех наших партнеров о нашей позиции по приоритизации выплат с учетом сложившейся в киноиндустрии ситуации, и как только кинотеатры объединенной сети «Синема Парк» и «Формула кино» восстановят работу, с каждым новым партнером будет составлен индивидуальный график погашения задолженности. В сложившейся непростой для индустрии ситуации скорость возврата гостей и, как следствие, возврат задолженности будет плодом совместной работы как кинотеатров, так и прокатных компаний».
Только компания «Централ Партнершип» представила кинотеатрам девять фильмов — в том числе вышеупомянутого рекордсмена «Холопа». Основную кассу ленты собрали в январе-феврале, когда еще никакой пандемии не было. И производители с прокатчиками рассчитывали получить честно заработанные деньги. Прокат уже закончился. Средства кинотеатры обычно перечисляют в течение месяца после этого. А, как говорит генеральный директор «Централ Партнершип» Вадим Верещагин, в их случае — через пять дней. Но денег нет, никакой индивидуальной работы тоже. И вообще ответ один:
— Пока что нам сказали, что денег они платить за наши фильмы, которые мы им вовремя предоставили, не будут. Я не могу конкретные суммы называть, конкретные фильмы, потому что это будет не совсем правильно, но тут вопрос не конфликта, тут вопрос просто позиции, которая впервые такая, наверное, на рынке.
— Диалог есть?
— Диалога нет. С нами никто диалог вести не собирался. Нам просто сказали, что вы деньги не получите. Ну, хорошо.
Кинотеатры закрыты, выручка нулевая. Хотя финансовая подушка, учитывая сборы в начале года, должна быть неплохая и, по идее, с партнерами можно рассчитаться. У них ситуация тоже тяжелая. Съемки остановлены. Фильмы, на которые выделило деньги государство, перенесены на следующую весну, потому что госсредства нужно потратить до конца года, а киношники теперь это сделать не успеют. Съемочные группы остались без гонораров. Они все фрилансеры, постоянной работы нет, все от проекта к проекту, рассказывает режиссер Павел Лунгин.
Павел Лунгин режиссер «Когда ты собираешь съемочную группу, ты набираешь операторов, операторы приводят с собой осветителей, механиков, второго оператора, художник приводит ассистентов художника, реквизиторы, гримеры приводят ассистентов. За каждым из этих фрилансеров есть какая-то его группа, его команда, с которой он привык работать. Конечно, все эти люди сейчас не работают и, наверное, волнуются, наверное, переживают».
Впрочем, режиссер прогнозирует, что, возможно, после карантина, будет взрывная активность. И все снова начнут дружить. Но конкретно в «Централ Партнершип» говорят, что хоть и не хотят доводить до этого, но скоро останется только один путь — в суд. И эта тема значительно шире кинематографа, она касается всего бизнеса.
Business FM уже прогнозировала, что скоро суды будут забиты исками поссорившихся партнеров, которые из-за остановки деятельности не смогли друг с другом рассчитаться. Или не захотели. И арбитры собьются с ног, решая эти споры. Ну а кино здесь как обычно: зеркало жизни.