Не летят никуда сегодня самолеты — вся авиационная отрасль совершила жесткую посадку. По оценкам Международной ассоциации воздушного транспорта, воздушный трафик в Евросоюзе еще в марте сократился в десять раз, почти о таком же падении в России сообщил газете «Ведомости» портал Tutu.ru в начале апреля.

Тем не менее некоторые авиакомпании настроены оптимистично: в агрегаторах билеты в Рим на начало июня продают «Победа», S7 и другие российские и зарубежные перевозчики — при том, что самоизоляция в Москве уже продлена до 31 мая. Как будут поступать авиакомпании, если надежды не оправдаются, не вполне ясно — на заре пандемии держателям билетов на отмененные рейсы отдавали не деньги, а ваучеры на перелеты в будущем. Стратегию оценивает генеральный директор ассоциации «Аэропорт» гражданской авиации Виктор Горбачев.

Виктор Горбачев генеральный директор ассоциации «Аэропорт» гражданской авиации «Может, авиакомпания, продав билеты, предупреждает уже потом, что вы можете эти билеты потом продлить, не в день вылета, а следующие, но деньги вряд ли будут возвращаться, потому что их просто нет. Авиакомпаниям жить на что-то нужно, им же надо содержать летный состав, это довольно-таки затратный механизм. Что такое ваучер? Ваучер — это тебе дается бумага, а ты за эту бумагу должен заплатить деньги, но потом скажут, ну и что с этими ваучерами? Это просто обычная бумага».

Трудности российских перевозчиков усугубляет тот факт, что большинство компаний де-факто почти ничем не владеют — самолеты в лизинге, площади в аренде — под что брать кредит? После публикаций о кризисном состоянии «Уральских авиалиний» в Сбербанке заявили, что «прорабатывают» варианты финансирования. В Минтрансе напомнили о выделенных по указанию президента России 23 млрд рублей для поддержки отечественных авиакомпаний.

Однако, как указывает CNN, кризис станет для авиакомпаний более продолжительным, чем для других отраслей. Не ясно, как пассажиров будут проверять на наличие инфекции. Сообщения о разработке сверхбыстрых тестов на COVID-19 появлялись еще в марте, но оперативность всегда идет в ущерб точности. Кроме того, соблюдение социальной дистанции в самолете возможно только при резком снижении наполняемости салонов, как минимум с устранением среднего ряда кресел. О последствиях телеканалу рассказал генеральный директор Международной ассоциации воздушного транспорта Александр де Жуньяк.

«В таких условиях ни одна авиакомпания не может летать и продолжать зарабатывать. Поэтому остается два варианта — перестать летать вообще или увеличить цену билетов. Как минимум на 50% или даже на 100%. Это конец эпохи дешевых авиабилетов для всех нас».​

На этой неделе о перспективах открытия международного авиасообщения начали говорить страны, опередившие других по локализации вспышки. В Турции надеются, что рейсы в Москву и Санкт-Петербург будут возобновлены уже с 12 июня. «Аэрофлот» ожидает восстановления авиаперевозок «где-то с середины лета», сообщила пресс-секретарь авиакомпании.