К юбилейной дате окончания Второй мировой войны для Германии немцы начали готовиться давно. В декабре прошлого года Ангела Меркель впервые за все время нахождения на посту канцлера посетила концлагерь Освенцим, в феврале отмечали дату бомбардировки Дрездена.

Кульминацией должен был стать Берлин — 8 мая, в день подписания акта о капитуляции. В столице должны были пройти концерты под отрытым небом, большая выставка у Бранденбургских ворот, рассказывающая о том, как немцы не смогли сами себя освободить от преступной диктатуры и потребовалось полное военное поражение. И выступление всех политиков, в том числе и лидеров стран-союзников на площади перед Рейхстагом — символом той самой диктатуры и ее падения. Но вместо этого — тихая, скромная церемония с возложением венков у мемориала жертвам войны и тирании, на которой Меркель не сказала ни слова, а просто сидела на стуле. За нее говорил президент Германии Франк-Вальтер Штайнмайер.

«Нет никакого освобождения в нашей истории без памяти о тех страшных событиях. Без этой памяти мы потеряем наше будущее. Если мы посмотрим истории Германии в глаза, только, когда мы берем ответственность за события нашей истории, народ всего мира может снова доверять нам. И мы сами в Германии должны поверить в это, мы называем это демократический патриотизм. Не бывает немецкого патриотизма без надлома, без взгляда на свет и тьму, без радости и горя, без благодарности и стыда. Немецкая история — это поломанная история, с ответственностью за миллионы смертей и миллионы страданий. Мы должны сохранить Европу единой. Мы должны думать, чувствовать и действовать как европейцы. Если мы не сможем этого сделать вовремя и после этой пандемии, мы окажемся не достойными 8 Мая»

К юбилейной дате Германия практически вышла из карантина. Открыты все магазины, парки и даже музеи. Так, в этом году в Карлсхорсте (как раз там, где был подписан ночью акт о капитуляции) выстроилась целая очередь желающих попасть в зал. Все в масках, держали дистанцию два метра. Однако концерт отменен, как и шествия «Бессмертного полка». Зато можно пойти в Трептов-парк, где стоит советский солдат со спасенной немецкой девочкой на руках и к мемориальному комплексу в Панкове — это самое большое место захоронения советских солдат, погибших при взятии Берлина. Рассказывает Анна Архипова — она два года живет в Берлине, работает в бундестаге.

«У нас с друзьями уже традиция, мы на 9 Мая ходим к одному из памятников советских солдат в Берлине. В позапрошлом году мы были в Трептов-парке в Берлине, в этом году мы решили пойти к монументу советских солдат в Панкове. Мы возлагаем цветы, садимся на какой-то полянке неподалеку от парка, берем гитары, фрукты, устраиваем пикник и поем военные песни под гитару. В любом случае возложить цветы нам карантин не помешает. В прошлом году мы были в Трептов-парке с утра, возложили цветы вместе с делегациями из постсоветских республик. Юбилейная дата такая, к нам должны были приехать друзья из Штутгарта, специально они хотели приехать в Берлин на 9 Мая, и в Русском музее отменились все праздничные мероприятия. Очень жалко, что выпало так на юбилейную дату».

В этом году 8 мая в Берлине единоразово сделали официальным выходным в память о важности даты для города. Дискуссия о том, сделать ли его общенациональным праздником пока идет. В зависимости от региона этот день называют либо Днем освобождения, либо Днем памяти. В этом году в честь него Бранденбургские ворота подсветили надписью: «8 мая 1945 года» и на четырех языках, начиная с русского, всего одно слово: «Спасибо», Thank you, Merci, Danke.