В чем причина резкого роста числа заболевших в Москве: очереди в метро или расширение тестирования?
Бурный рост числа заболевших в Москве поставил крест на мечтах о стабилизации заболеваемости в России на уровне 6 тысяч диагнозов в сутки. Что стало причиной аномалии?
Читать на полной версииОбновлено 4 мая в 11:56
За последние сутки в России от коронавируса умерли 76 человек, число смертей от COVID-19 за все времяв стране достигло 1356 человек, сообщает оперштаб. За сутки в России подтвержден 10 581 случай новойкоронавирусной инфекции, всего в стране зарегистрированы 145 268 заболевших.
График заболеваемости коронавирусом в Москве, а следовательно, и по России все больше похож на американские горки. В начале недели все хвалили столицу за успехи в борьбе с эпидемией и ругали остальные регионы, где заболеваемость быстро росла.
Сегодня регионы демонстрируют снижение процентного прироста общего числа носителей, а в Москве заболеваемость за минувшие несколько дней выросла почти в три раза — в среду, 29 апреля, вирус нашли только у 2220 москвичей, 3 мая — почти у 6 тысяч.
Что послужило катализатором скачка, только предстоит выяснить. На одного из подозреваемых указывает дата кризиса — спустя две с половиной недели после введения пропускного режима. В очередях, которые образовались из-за бездарной организации проверки пропусков на входах в метро, могли заразиться десятки тысяч москвичей.
Потом неделя на проявление симптомов, несколько дней на «это, наверное, простуда», неделя анализы — вот и получается начало мая. Более того, в очередях стояли именно те, кто ходит на работу, — наиболее контактные люди, способные передать вирус как родным, так и коллегам, а значит, если гипотеза верна, взрыв заболеваемости может быть продолжительным.
С другой стороны, хотя транспортный коллапс, несомненно, стал вектором распространения вируса, о масштабах заражения 15 апреля мы можем только гадать. Зато ранее в мэрии Москвы сообщили о резком расширении возможностей тестирования — более чем в два раза. Поэтому скачок заболеваемости на деле может оказаться скачком выявляемости вируса — грубо говоря, медики стали меньше экономить тесты и брать мазок у большего круга людей. Не паниковать призывает директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Лариса Попович.
Лариса Попович директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ «Взрывной рост, несомненно, прежде всего все-таки связан с расширением объема тестирования. Там есть кусочек, связанный с недисциплинированностью населения, несомненно. Эти вспышки есть, их просто сложно сейчас оценить. Но в целом все-таки не нужно паниковать, нужно просто быть достаточно серьезным и ответственным. Сейчас я полагаю, что это просто выявление бессимптомных, более активная работа по контактам. В России без Москвы сейчас ситуация начинает улучшаться. В Москве она стабилизируется, и количество смертей уже несколько дней, в общем, уменьшается либо стоит на месте. В России уменьшается. Вообще, в целом, посмотрите сами, ежедневные смерти вот уже несколько дней не растут. Я очень надеюсь, что это как раз тот самый переломный тренд».
Мнение Ларисы Попович разделяют директор НИЦ эпидемиологии и микробиологии имени Гамалеи Александр Гинцбург, давший интервью «Интерфаксу», и главный кардиолог Минздрава Сергей Бойцов, чей комментарий опубликован на сайте ведомства.
Одновременно с призывом к спокойствию медик констатирует, что на фоне усталости от режима самоизоляции граждане стали все чаще его нарушать. По мнению Бойцова, ситуация требует ужесточения карантинных мер, потому что основными нарушителями являются лица из группы низкого риска, а заражают они старых и больных.
Любопытно, что на фоне роста заболеваемости коронавирусом, а может быть, выявляемости инфекции прирост смертельных исходов и показатель летальности коронавируса в России снижаются. В середине недели за сутки впервые скончались более 100 носителей, а к выходным прирост погибших резко сократился — почти в два раза. Летальность снова опустилась ниже 1% и теперь составляет 0,95%. О причинах рассуждает вирусолог, доктор медицинских наук, профессор Анатолий Альтштейн.
Анатолий Альтштейн вирусолог, доктор медицинских наук «У нас сравнительно мало умерших по сравнению с другими странами. Сказать, в чем здесь дело, достаточно сложно. Сейчас процент умерших по отношению к диагностированным несколько увеличивается, что-то на уровне 1%. Может быть, это указывает на то, что у нас распространены менее патогенные клоны вируса, это не исключено. Это все еще не изучается как следует».
Возвращаясь к росту заболеваемости: каждый скачок показателя непременно провоцирует разговоры об «итальянском сценарии» в России. Здесь надо понимать, как сравнивать страны. Если говорить об общем числе заболевших, то при сегодняшней динамике Россия обгонит Италию к 10 мая.
Если говорить о доле подтвержденных носителей от общего населения — разница огромная, итальянский показатель сейчас в 3,5 раза выше российского. Более того, в Италии сейчас 13-процентная летальность — на порядок выше российской, что указывает на 13-кратную разницу в выявляемости вируса. Поэтому дальше можно процитировать главврача Коммунарки Дениса Проценко в интервью «России 24»: «Какой у нас итальянский сценарий? Ну, наверное, нет, хотя мы его очень боимся».
Что касается перспектив затухания вспышки — все зависит от того, наблюдаем ли мы рост заболеваемости или выявляемости COVID-19. Если выявляемости, то, как заявила сегодня «России 1» глава Роспотребнадзора Анна Попова, ограничения можно будет ослабить после 12 мая, если до этого они будут соблюдаться. Если же речь идет о новой вспышке инфекции, тогда, как сказал «Парламентской газете» главный эпидемиолог Минздрава Николай Брико, стабилизации и снижения заболеваемости следует ждать в июне.
Угрозу второй волны коронавируса в России 3 мая прокомментировал глава Минздрава Михаил Мурашко. «Если не создадим популяционного иммунитета, может быть вторая волна и еще один пик», — заявил министр в эфире «России 24». По его словам, часть профилактических ограничений останется в силе минимум до появления вакцины.
Мурашко отметил, что пул крайне тяжелых пациентов, которым нужна интенсивная терапия, в основном формируют те, кто занимается самолечением. Глава Минздрава также уточнил, что потребление алкоголя в России за время самоизоляции выросло на 2-3%.