Государству надо задуматься о скорости и об эффективности поддержки граждан и бизнеса?
«Компромисс между тем, чтобы соблюсти нормы законов для того, чтобы справедливо распределить государственную поддержку, и временем принятия решений нужно все-таки находить», — считает председатель правления Московского юридического агентства Алексей Линецкий
Читать на полной версииМихаил Мишустин анонсировал третий пакет мер помощи российской экономике. Ничего конкретного премьер пока не сказал. К 30 апреля правительство проработает предложения, а 12 мая их рассмотрит Госдума. Но уже известно, что власти не собираются раздавать так называемые вертолетные деньги, то есть помогать всем без исключения. Кому помощь пока не нужна и до кого она не доходит?
История петербуржца Сергея Кречетова типичная по нынешним временам. Он помогает инвалидам учить иностранные языки. Раньше работал как некоммерческая организация, но, устав общаться с Минюстом, перевел НКО в ООО.
Компания существует за счет спонсорских денег. Они, конечно, могут кончиться. Государство готово безвозмездно помочь тем, чей код экономической деятельности относится к «Дополнительному образованию». ОКВЭД у предприятия Кречетова другой — «Деятельность по устному переводу». Этот код в списках властей не значится. Значит, и помощи пока не будет. А главное, по другому коду Сергей Кречетов даже работать не может.
«Когда частная коммерческая организация регистрируется как ООО, создатель этой организации не может рассчитывать на то, что у него первым ОКВЭДом будет «Образование». Первым ОКВЭДом «Образование» может быть только в некоммерческой организации. По сути, они в принципе занимаются одним и тем же».
Это только один из примеров качества госуправления в кризисное время. Компании могут заниматься одним и тем же, но иметь разные ОКВЭДы. А из-за того что государство составило узкий список кодов, поддержка до части предприятий не доходит.
Или история с беспроцентными кредитами. Решение приняли еще в начале апреля. Но госбанки деньги давать не спешили и ставили компаниям невыполнимые условия. И только недавно бизнес-омбудсмен Борис Титов рассказал, что ситуация с выдачей средств улучшилась. О поведении государства рассуждает председатель правления Московского юридического агентства Алексей Линецкий.
Государство, как уже можно понять, не собирается тратить резервы, сбрасывая «вертолетные» деньги, то есть помогая всем. Это проще, чем адресная помощь. Но в поддержке нуждаются все-таки далеко не все.
В России примерно половина работающего населения — чиновники и бюджетники. Госслужащих, учителей, врачей, пожарных, силовиков и так далее никто без зарплат и дополнительных выплат не оставит. Все в порядке и у тех, кто трудится в госкорпорациях, на крупных промышленных предприятиях. У них и производство идет, и финансовые «подушки» огромные.
Но есть миллионы людей, занятых в малом и среднем бизнесе, до которых средства пока доходят с трудом. Один из вариантов помощи предлагает доцент экономического факультета МГУ Олег Буклемишев.
Олег Буклемишев доцент экономического факультета МГУ «Я бы все-таки смотрел и делал эту помощь в значительной степени заявительной. Люди, которые лишились источника дохода, что они имеют право на выплаты в зависимости от, например, уплаченных налогов. Если у человека есть ИП и он платил налоги как ИП, то почему бы ему не вернуть часть этих налогов в виде такого возврата. Это можно сделать относительно технически просто через те же самые кабинеты налогоплательщика в Федеральной налоговой службе».
Правда, это отсекает от поддержки самозанятых и всех тех, кто заплатил государству не так много налогов. Претендовать же на пособие по безработице для многих смысла нет — им лишь обещают минималку в 2 тысячи рублей. И для этого нужно еще закрыть бизнес.
Наверное, к такой аудитории обратился Алексей Навальный, который предложил государству платить каждому взрослому по 20 тысяч, а ребенку по 10 тысяч рублей и потратить на это за три месяца 10,5 трлн рублей. Правда, тогда в Фонде национального благосостояния останется менее 3 трлн рублей (на 1 апреля, как сообщал Минфин, было около 13 трлн).
Но они нужны еще и для того, чтобы покрыть выпадающие из-за низких цен на нефть доходы бюджета. И тогда мы останемся совсем без «подушки безопасности». Но вот что точно, о чем бы неплохо задуматься государству, так это о скорости и об эффективности поддержки. Например, врачи тяжелых больных сначала лечат, а только потом спрашивают полис.