Дистанционное обучение в школах: «вынужденная мера» или перспектива?
Родители опасаются, что и после окончания самоизоляции дети не вернутся в классы. Как возникли такие слухи, есть ли дым без огня и эффективна ли дистанционка?
Читать на полной версииУ родителей школьников возникли опасения, что и после завершения режима самоизоляции дети не вернутся в классы, а будут заниматься дома онлайн. Глава Совета Федерации Валентина Матвиенко заверила, что дистанционка — «это временная, вынужденная мера».
«Сигнал бедствия» о полном переходе на дистанционное обучение, как обычно, разошелся по родительским чатам: дистанционка — это навсегда, а не только на карантин, и якобы уже законы приняты. В Сети появились призывы не допустить полного перехода на онлайн и даже бланки заявления на отказ от электронного обучения.
Почему встрепенулось родительское сообщество? Возможно, из-за законопроекта сенаторов, который дает право профильным министерствам вводить полноформатный режим дистанционного обучения в школах и вузах. Но речь в документе идет о форс-мажорных ситуациях, таких как эпидемии или ЧС.
Однако волна недовольства уже пошла по соцсетям. Успокаивать родителей пришлось спикеру Совфеда — замена очного образования не обсуждается. «Это невозможно и недопустимо», — сказала Валентина Матвиенко.
Дистанционное обучение использовали раньше и будут использовать в дальнейшем, но принуждать никого нельзя, считает председатель Национального родительского комитета и мама четверых школьников Ирина Волынец.
Ирина Волынец председатель Национального родительского комитета «Сейчас многие родители принимают решение о переводе детей на семейное образование, которое предусматривает частично и дистант. Но опять-таки это, конечно, должно быть правом родителей и детей, но ни в коей мере не обязанностью обучаться дистанционно, потому что все-таки это большая нагрузка на зрение ребенка, на его психику, это более низкая социализация. В качестве альтернативы — да, а в качестве полной замены, конечно же, нет. Но, насколько я понимаю, об этом никто и не ведет пока никакой речи, потому что в противном случае это коллапс всей образовательной системы».
Еще несколько месяцев назад никто не ожидал, что все школы страны перейдут на дистанционку. «Крещение» нового формата прошло в «бою» — зависшие порталы московской и российской электронных школ, непонимание, что делать, у учителей и родителей.
Даже министр просвещения Сергей Кравцов в интервью «Коммерсанту» признался, что для многих семей это стало шоком и его дочери пришлось помучиться с онлайн-платформами. Но уж лучше так, чем совсем ничего, говорят и родители, и учителя.
Хотя резко против дистанционного формата выступили те, кто в принципе против гаджетов. Но если с младшеклассниками вопрос спорный, то в средней и высшей школе дистанционное обучение скоро вытеснит очное, считает учитель математики из Санкт-Петербурга, почетный работник образования РФ Дмитрий Гущин.
Дмитрий Гущин учитель математики, почетный работник образования РФ «То, что сейчас в экстренном порядке пришлось разрабатывать дистанционные курсы, формы контроля — это один из больших шагов предстоящего пути. Пока получается хуже, чем при обычном обучении, но все впереди. Прежде всего, ведущие школы, высшие и средние, должны подготовить дистанционные курсы. Не наспех, не в экстренном порядке и не когда учитель вечером должен подготовить пять-шесть занятий на завтра в дистанционном режиме. Так это невозможно сделать хорошо. Прежде всего, много хороших курсов. Второе: возможность для каждого ученика, учителя, школы выбирать лучшие из лучших. Все это может пропасть, если будет решено вернуться к прежнему стилю обучения».
Насколько дистанционка эффективна, полезна или вредна, покажет время. Пандемия стала своеобразным экспериментом в этом плане. Пока главный минус нового формата в том, что огромная часть работы ложится на плечи родителей, а посвятить себя обучению ребенка может далеко не каждый. И психологи совмещать роль родителя и учителя не рекомендуют.
Пока же родители делают, что могут, и даже находят силы шутить. Например, так: прошу зачислить дни дистанционного обучения в мой трудовой стаж как педагогический. Или так: мои дети учатся онлайн, прошу администрацию школы сдать деньги на новые шторы и ремонт мебели.