Нужны ли «иммунные паспорта»?
ВОЗ выступила против таких документов. В некоторых странах их предлагают выдавать тем, кто переболел коронавирусом. Считается, что у таких людей уже есть иммунитет к вирусу, они перестают быть опасными и могут вернуться к обычной социальной жизни
Читать на полной версииПервыми об «иммунных паспортах» заговорили в Германии. Там в Центре исследований инфекций имени Гельмгольца изучают антитела к коронавирусу, которые формируют иммунитет. То есть, в приниципе, переболевшие люди не должны больше болеть и заражать других. Они уже вакцинированы, рассказал в интервью телеканалу Al Jazeera главный эпидемиолог немецкого центра имени Гельмгольца Джерар Краузе.
Во Всемирной организации здравоохранения ставят под сомнение утверждения немецких исследователей. «Нет никаких доказательств того, что люди, выздоровевшие от COVID-19 и имеющие антитела, защищены от повторного инфицирования» — говорится в заявлении ВОЗ.
То есть нет оснований считать, что после болезни будет сформирован иммунитет. Нужны еще исследования, полагает профессор Гонконгского университета Джон Николлс.
«На столь раннем этапе пандемии число людей, переболевших коронавирусом, сравнительно невелико, что усложняет исследования. Мы не знаем, защищены ли люди от повторного заражения, и как долго в крови остаются антитела. Известно, что после большинства заболеваний их уровень постепенно снижается».
ВОЗ обращает внимание и на другой важный момент — на степень достоверности существующих тестов. Появились они недавно, опробовать их не было времени. Естественно, что они могут давать сбой.
Немецкие власти осторожно отнеслись к выводам своих ученых и не спешат делать «иммунные паспорта». Идея таких сертификатов оказалась популярной и сейчас уже обсуждается в Италии и США.
Введение иммунных паспортов — это дискриминация, считает профессор, заведующий лабораторией клеточных технологий Института общей генетики имени Вавилова Сергей Киселев.
Сергей Киселев профессор, заведующий лабораторией клеточных технологий Института общей генетики имени Вавилова «Сейчас введение этих паспортов — это примерно как сегрегация: белые и черные, желтые какие-то и так далее. Есть испуг, понимания нет. Я думаю, что ВОЗ в данном случае поступает правильно, поскольку у ВОЗ тоже нет понимания. Когда нет понимания, то лучше упреждающие действия не производить. Насколько долго будет присутствовать этот коронавирус, мы не знаем. Он может исчезнуть к концу года, а может к концу года прийти опять».
Специалисты отмечают, что антитела в крови переболевших могут помочь другим пациентам, которые сейчас находятся в тяжелой стадии. Переливание плазмы помогает им успешно бороться с вирусом. Тем, кого выписали из больниц, предлагают сдать кровь как раз на эти цели. Москвич Михаил Нефедов, который лечился от COVID-19 в стационаре, подтвердил, что к нему тоже обращались.
— Были предложения, на которые я согласился, но там это все не так просто, там есть какие-то бюрократические моменты, поэтому как только что-то решится, так сразу.
— И по поводу режима самоизоляции: есть ли какое-то предписание врачей?
— Да, все 14 дней я был на карантине, то есть это не самоизоляция, так сказать, карантин. Я подписывал бумагу, до этого не выписывают, пока не подпишешь. Когда я выписался из больницы здоровым, ровно 14 дней никуда не выходил.
Выздоровевшие после карантина попадают в такое же положение, что и остальные. Находятся в режиме изоляции. Никаких допущений не предусмотрено. А если в будущем зайдет речь об «иммунных паспортах», то возникает вопрос, как быть с теми, кто был бессимптомным носителем. Считать ли, что они переболели и у них есть иммунитет? На то, чтобы выяснить, еще требуется время. К тому моменту и вирус может уже исчезнуть.