Премьер-министр Михаил Мишустин пообещал малому и среднему бизнесу 80 млрд рублей безвозмездно. Эти деньги пойдут бизнесу на выплаты зарплат в виде одного МРОТ на сотрудника.

МРОТ — 12 130 рублей. Соответственно, 80 млрд хватит, чтобы единовременно заплатить такую зарплату 6,5 млн людей. Программа рассчитана на два месяца — зарплаты за апрель и за май. То есть помощь, видимо, получат примерно 3 млн 300 тысяч человек. Это меньше, чем количество российских индивидуальных предпринимателей, у которых, кстати, тоже есть наемные сотрудники.

Но господдержкой смогут воспользоваться далеко не все. Например, как выяснило РБК, для этого у компании не должно быть недоимок по состоянию на 1 января. И это сразу же отсекает часть компаний. Кто-то не успел вовремя заплатить налоги, у кого-то из-за технических ошибок есть копеечные недоплаты. А кто-то, наоборот, мог слегка переплатить, но из-за сбоя на компании висит недоимка.

Например, Business FM рассказывала историю Валерия Курышева, он коммерческий директор компании «Эквилибриум» (это детская спортивная техника). Однажды его предприятие переплатило 43 копейки налогов, но система увидела это как недоплату. И таких случаев немало, говорит Валерий Курышев.

Валерий Курышев коммерческий директор компании «Эквилибриум» «Это очень грустная новость, потому действительно есть у ряда компаний чисто технические задолженности, вот как у нас, висела задолженность в 43 копейки, никак не могли ее снять. То есть формально мы бы уже под эту программу поддержки не попали. Я знаю, что огромное количество организаций в точно такой же ситуации находятся, то есть они автоматически выпадают из списка организаций, которые могут получить помощь. Получается, с одной стороны, государство говорит, что мы вас как бы поддерживаем, вы не бойтесь, но, с другой стороны, другая рука денег не дает».

Кроме этого, нужно соответствовать грозному слову ОКВЭД. Это классификатор видов экономической деятельности. И далеко не всегда реально пострадавшие компании работают под теми кодами, которые в свой перечень внесло правительство.

Далее. Чтобы получить грант, компания должна сохранить не менее 90% штата. Допустим, на микропредприятии работали девять человек. С одним по объективным причинам пришлось расстаться. Да он мог и сам уволиться, поддавшись панике, — радиостанции о таких случаях рассказывали. С математической точки зрения компания сократила персонал чуть больше чем на 10%. То есть, по идее, она не может рассчитывать на госпомощь. Или может? Или нужно будет срочно кого-то нанять? Ответа нет.

Следующий спорный пункт. Как сказал Мишустин, бизнес сможет потратить гранты на выплату зарплат, а также на решение «других неотложных задач». Но что считается неотложными задачами? И не придут ли завтра следователи — доказать, что компания нецелевым образом потратила государственную копейку? Могут прийти и виноватым сделают бизнес, говорит председатель правления Московского юридического агентства Алексей Линецкий.

Алексей Линецкий председатель правления Московского юридического агентства «Очень часто бывает так, что предприятие формально соблюло все требования, но, тем не менее, дотошный инспектор все-таки что-то увидит, и выяснится, что все-таки какой-то налоговый спор небольшой, но был. Какая-то недоимочка все-таки была, а документы были представлены не точно, не полно. Они хотя были одобрены вышестоящими государственными органами, но, тем не менее, вполне может так получится, что виноват в предоставлении некорректных документов окажется предприниматель. Мы понимаем, что у бизнеса всегда есть возможность быть виноватым, и, как правило, так и получается. Редко бывает так, что чиновника наказывают за то, что выделил неправильно субсидию».

А еще помощь дадут тем, кто отказался от бонусов и дивидендов. Но если собственник уже вернул дивиденды в бизнес? А если бонусы — это часть зарплаты продажников? Тоже непонятно. Как рассказывает бизнес, компании сейчас остро нуждаются в оборотных средствах. Будут они — появится возможность заплатить партнерам, выполнить контракты и рассчитаться с сотрудниками. Но можно ли будет потратить на это государственные средства? Или же только на выплату зарплат? По большому счету это одно и то же.

Компания получает деньги, перечисляет их контрагенту, тот с этих денег выплачивает зарплаты. И наоборот, компания, которая рассчиталась с партнерами, делает свою работу, получает за это деньги и выплачивает жалованье персоналу. Но будут ли разбираться контролеры? Конечно, кто-то попытается вывести государственные деньги, использовать их совсем не по назначению. Но не станут ли добросовестные компании заложниками ситуации?

И если все это учитывать, то 80 млрд, наверное, хватит. На тех, кто подойдут по требованиям и рискнут получить господдержку. Главное, чтобы они потом не позавидовали тем, кто решит просто закрыться: статья 159.2 («мошенничество при получении выплат») — до десяти лет тюрьмы.