Обновлено в 17:39

Предприятия малого и среднего бизнеса, у которых есть задолженность по налогам, не смогут рассчитывать на господдержку, пишет РБК со ссылкой на представителей делового сообщества и налоговых консультантов.

Речь идет о правительственных грантах на выплаты зарплат. Это безвозмездная помощь для выплат жалований в размере одного МРОТ на сотрудника. Меру в середине апреля анонсировал Владимир Путин.

На госпортале «Экономика без вируса» появились требования к получателям грантов. В одном из них отмечается, что у предприятия по состоянию на 1 января 2020 года не должно быть задолженностей по налогам. Между тем долг может появиться по техническим причинам, и из-за этого часть предприятий могут не получить помощь государства.

Business FM рассказывала историю коммерческого директора компании «Эквилибриум» Валерия Курышева. Предприятие переплатило налоги на 43 копейки, а ФНС увидела это как недоплату. И в такой ситуации компания останется без госпомощи, замечает Валерий Курышев.

Валерий Курышев коммерческий директор компании «Эквилибриум» «Это очень грустная новость, потому что у ряда компаний действительно чисто технические задолженности, вот как у нас, висела задолженность в 43 копейки, никак не могли ее снять. То есть формально мы бы уже под эту программу поддержки не попали. Я знаю, что огромное количество организаций находятся в точно такой же ситуации, то есть они автоматически выпадают из списка организаций, которые могут получить помощь. Получается, с одной стороны, государство говорит, что мы вас как бы поддерживаем, вы не бойтесь, но с другой — денег не дает. Бухгалтерия работает, отчетность сдает вовремя, но иногда технический сбой происходит, сдали не вовремя — возникает задолженность. Либо, как в нашем случае, переплатили 43 копейки, налоговая в обратную сторону почему-то посчитала, что недоплатили 43 копейки. К сожалению, от самого предприятия здесь мало что зависит, и, я так понимаю, чем сложнее бухгалтерский учет, тем выше вероятность получения этих мнимых задолженностей».

Бизнес-сообщество не раз поднимало эту проблему. Из-за копеечных задолженностей компаниям блокируют счета, не давая возможности нормально работать. Получается, теперь они не могут рассчитывать и на господдержку. Впрочем, уже и сейчас платить налоги не с чего, рассказывает генеральный директор группы компаний «Русит» Дмитрий Филиппов.

— Если взять наше предприятие, то на сегодняшний день до двухнедельной давности у нас не было задолженности по налогам, но я не заплатил НДС, мне не с чего платить, соответственно, претендовать на эту помощь я не имею права. Как мне быть в этой ситуации, я не знаю. Я понимаю, что мне опираться на помощь государства не приходится.

— Как могут возникать технические задолженности и насколько часты такие случаи?

— Если взять нашу организацию, они возникают регулярно. Возникают по двум основным причинам. Первая: последние три года мы находимся в состоянии перманентного кризиса, и периодически возникают какие-то трудности с платежами, и у нас возникают задержки. То есть я стараюсь зарплату платить вовремя, а налоги задерживаю на два-три дня. Соответственно, у меня возникают пени, пока сверки, пока выверки, потом закрываем эту задолженность, и в течение года у нас возникала раза три-четыре задолженность по каким-то налогам. Обычно она относительно небольшая, но она возникает. Вторая причина — ошибка бухгалтерии, когда где-то что-то некорректно посчитали, выявилась эта ошибка, которая повлекла за собой тоже какую-то задолженность. Либо неправильно рассчитали какой-то налог, соответственно, возникла задолженность, которую надо закрывать. Вот два основных механизма. И сегодняшняя ситуация, когда мы просто не платим налоги.

Очень многие компании действительно лишатся поддержки государства при таком ограничении, отмечает советник уполномоченного по защите прав предпринимателей при президенте РФ Антон Свириденко.

Антон Свириденко советник уполномоченного по защите прав предпринимателей при президенте РФ «Конечно, это нас тоже беспокоит. Возникает вопрос, причем тут задолженность по налогам на конец прошлого года, когда никто еще не мог даже подумать о том, что такие меры поддержки будут приниматься? Поэтому сам принцип установления такого критерия, отсутствия задолженности по налогам на конец года, в качестве условия для выплаты МРОТ, он, наверное, нам показался бы неправильным. Почему? Потому что это предмет других правоотношений — налоговых. Задолженность может быть, и это регулируется в рамках существующих процедур: досудебных, судебных, процедур взыскания и так далее. Но вопрос мер предоставления поддержки, которые связаны с вирусным кризисом, они, по идее, не должны быть связаны с этим вопросом. Поэтому, конечно, это беспокоит. Но пока финального документа нет, нет правил предоставления. В правительстве и в министерстве сейчас работают компетентные люди, они прекрасно понимают, что будет, если поставить такой отсекательный барьер. Очень многие реально лишатся этой поддержки».

Как замечает РБК, предприниматели нередко даже не знают о задолженностях перед налоговой и узнают о ней, когда запрашивают в ФНС справку об отсутствии долгов.