Вступил в силу спорный закон о торговле
BFM.ru продолжает совместный проект с Google. Едва ли не самый популярный сегодня запрос в крупнейшей поисковой системе — вступивший в силу 1 февраля закон о торговле
Читать на полной версииBFM.ru продолжает совместный проект с Google, в рамках которого крупнейшая поисковая система предоставляет список наиболее часто встречавшихся за день запросов, а BFM.ru освещает профильную тему. Едва ли не самый популярный запрос сегодня — закон о торговле.
Вступивший 1 февраля в силу закон о торговле, который, как предсказывали эксперты, должен был перессорить производителей с ритейлерами, в действительности объединил тех и других в неприятии этой инициативы властей. Причем, и производители, и представители торговых сетей предсказывают, что главным проигравшим окажется покупатель.
Недовольство ритейлеров вызывает норма закона, запрещающая торговым сетям с 25-процентной долей рынка продовольственных товаров открывать новые магазины в регионе. Размер премии за объем ограничен 10% от цены приобретенных продовольственных товаров. Не допускается выплата скидки за объем при приобретении тех социально-значимых продовольственных товаров, перечень которых установит правительство. Устанавливаются предельные сроки оплаты продовольственных товаров в зависимости от сроков их хранения - 10, 30 и 45 дней соответственно.
Документ обязывает ритейлеров раскрывать информацию об основных условиях отбора поставщика продовольственных товаров в Интернете. Договоры поставок товаров и договор об оказании дополнительных услуг должны будут стать отдельными документами. Также ритейлеры и поставщики не имеют права навязывать друг другу условия договоров и создавать дискриминационные условия работы.
Закон содержит статью, наделяющую правительство правом устанавливать предельно допустимые розничные цены на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости на срок не более чем 90 дней, если в течение 30 календарных дней рост розничных цен на них составит 30% и более.
Штрафы за нарушение закона, как сообщил в интервью телеканалу «Россия 24» замминистра промышленности и торговли Станислав Наумов, для юридических лиц могут составить до 1 миллиона рублей, для физических — до 300 тысяч рублей. На то, чтобы приспособиться к новому закону, у производителей и продавцов есть 180 дней.
Производители и продавцы разочарованы
Производители пока настроены скептически, хотя, по словам руководителя управления по коммуникациям и связям с инвесторами «Группы Черкизово» Ирины Остряковой, какие-то выводы можно будет делать только через полгода, которые отведены ритейлу на то, чтобы привести договоры поставки в соответствие с законом. «У нас ожидания скромные. Может, будет улучшение ситуации по отсрочке платежей», — предположила Острякова в интервью BFM.ru.
«Полное ощущение, что этот закон делали тяп-ляп, в спешке, потому что Путин сказал. По большому счету, закон ничто особенно не регулирует. Ритейлеры и поставщики разочарованы», — говорит гендиректор «Азбуки Вкуса» Владимир Садовин.
Главный исполнительный директор X5 Retail Group Лев Хасис, слова которого приводит государственный телеканал Russia Today, убежден: закон обречен на провал, поскольку не регулирует работу миллионов неэффективных торговых точек, оставшихся с советских времен.В настоящее время пятерка крупнейших ритейлеров в России контролирует 7% рынка. Через 10 лет ситуация будет, как в Англии, где топ-пятерка ритейлеров имеет рыночную долю 40%.
Давид Якобашвили, глава совета директоров Вимм-Билль-Данн, оценил долю своей компании на рынке молочных продуктов в 34%. Этот успех делает компанию политической мишенью. «Когда заходит разговор о 34%, это заставляет меня немного нервничать, потому что в этом случае мы немедленно становимся клиентами антимонопольного ведомства», — приводит слова Якобашвили Russia Today.
Закон подвергся критике и со стороны бежавшего в Лондон Евгения Чиваркина. В своем «Живом Журнале» он пишет, что закон «позволяет чиновникам уничтожать или грабить любое торговое предприятие, которое приглянулось». «Открывается коррупционное поле, размером пол триллиона долларов США. И оно будет, вероятно, самым большим в мире. Любая сеть, ограбленная не до смерти, поднимет цены, чтобы восстановить потери», — считает Чичваркин.
Закон работать не будет, потому что есть тысячи способов обойти его на вполне легальных основаниях, рассказал BFM.ru гендиректор ЗАО «Агрокомбинат «Московский» Евгений Сидоров. Формально выполняя требование о премии за объем в 10%, можно «получить товарный бонус, еще какой-нибудь бонус», и сети, по словам Сидорова, этим пользуются.