Несогласованная акция во Владикавказе: ход событий, детали и выводы
Осетия стала первым регионом, где люди пошли с протестом не в соцсети и видеоконференции, а на улицы
Читать на полной версииВечером понедельника власти Северной Осетии опубликовали свой взгляд на события: «200 жителей потребовали прекратить режим самоизоляции и пошли к Дому правительства, сметая кордоны полицейских». Правда, если говорить о количестве участников, называются и другие цифры, но не будем спорить. Как сказано в пресс-релизе, к людям вышел глава республики Вячеслав Битаров и призвал собравшихся к «конструктивному диалогу». Чиновники забыли упомянуть, что народ еще и потребовал от Битарова уйти в отставку, о чем свидетельствуют многочисленные видеоролики.
РБК со ссылкой на участников акции сообщило, что их разгоняли росгвардейцы, в ответ в последних полетели камни. К протестующим вышел руководитель региона. Диалог был примерно такой. Люди усомнились в том, что коронавирус действительно существует. Вячеслав Битаров, словно оправдываясь, сообщил, что не он придумал политику самоизоляции и лучше всем посидеть дома. На что получил такой вопрос: «А почему «Бавария» работает?»
Тут нужно пояснение — пивоваренный завод в Осетии, по данным СПАРК, принадлежит самому Битарову. Когда он возглавил республику, передал управление бизнесом сыну. Это, наверное, главная деталь социального протеста в Осетии: одним работать можно, а другим нельзя. И у тех других уже нет денег и не на что жить. А власти не помогают, рассказывает предприниматель из Владикавказа Диана Бидеева.
Диана Бидеева предприниматель «Есть недовольства, есть страхи, есть неопределенность. Поддержки нет, от правительства никто еще, не знаю, чтобы кто-то получил, наоборот, больше непонятных ситуаций: ни с налогами, ни с переводами, ни с зарплатами сотрудников, такой хаос. Нет четкого понимания, что, как происходит, что нужно делать и как минимизировать затраты, как вообще выйти из ситуации. Люди остались без денег, без пропитания».
Впрочем, не все у бизнеса так печально. Кавказская специфика такова, что бизнес там привык работать в «сером» секторе и не платить налоги. Взять хотя бы знаменитую на всю страну подпольную осетинскую водку. С одной стороны, неофициальные предприниматели не могут даже получить обещанные налоговые льготы, бесплатные кредиты и пособия. С другой — люди продолжают работать.
Из наблюдений моей коллеги Людмилы, которой пришлось самоизолироваться во Владикавказе. Например, на непродовольственном магазине или парикмахерской висит табличка: закрыто. А ниже мобильный телефон. Позвонишь — и тут же материализуется владелец, который продаст, пострижет и так далее. Дело в том, что он обычно сидит в машине, припаркованной возле его заведения, и ждет клиентов. А если отъехать из города, то там все это время работали и кафе, рассказывает Людмила.
Людмила«У нас же очень популярное направление отдых в горах, и когда ты едешь в горы, очень много таких шашлычных, ресторанных заведений. Я бы сказала, что 70% работают в открытую, то есть они даже не остановились вообще. Возможно, у них там есть легенда для правоохранительных органов, если придут с проверкой, что они работают на вынос, то есть готовят еду на вынос, но, тем не менее, я сама лично видела: за столами сидят люди, и все нормально, будто бы ничего не изменилось».
На вечер понедельника в Северной Осетии коронавирус подтвердили у 177 человек. Если показатель будет расти, то у властей найдется повод сказать: сами виноваты, вышли на массовую акцию, поспособствовали распространению. Но Осетия стала первым регионом, где люди пошли с протестом не в соцсети и видеоконференции, а на улицы. И не остановились перед силовиками. Списывать это только на горячую кровь не стоит.