Трубопровод Nabucco протяженностью 3300 км соединит Западную Европу с Каспийским регионом и теоретически нарушит монополию России на поставки газа на Запад. Таким образом, Nabucco оказывается в центре борьбы за то, кто в ближайшие годы будет осуществлять поставки в Европу.

Строительство трубопровода должно начаться в 2011 году, но прежде, чем это случится, должен быть решен вопрос финансирования. Инвестиционные расходы на этот проект составляют примерно 7,9 млрд евро (11,03 млрд долларов), пишет The Wall Street Journal.

«Можно сказать, что 2010 год — год Nabucco, — заявил управляющий директор Nabucco Райнхард Мичек (Reinhard Mitschek) в интервью The Wall Street Journal. — Теперь многое зависит от успешного завершения открытого сезона».

Речь идет о периоде тендеров, когда газовые трейдеры могут приобрести квоты на транспортировку газа по будущему трубопроводу.

«Когда у нас будут эти контракты, финансирование не будет проблемой для проекта. Вернется интерес со стороны финансовых институтов, даже коммерческих банков, поскольку для них инфраструктурные проекты с контрактами на транспортировку на 25 лет более предпочтительны, чем какие-то более рискованные предприятия», — уверен Мичек.

По его оценке, потребление газа в Европе увеличивается, а добыча сокращается — потребление составляет около 500 млрд кубометров в год, и даже если темпы роста будут оставаться относительно небольшими, в следующие десять лет потребуется увеличение импорта газа на 150 млрд кубометров в год, поскольку добыча будет неуклонно сокращаться. Удовлетворить эту потребность поможет Nabucco, первые поставки по которому начнутся в 2014 году, пишет The Wall Street Journal.

«Самая большая ошибка, которую мы можем допустить, — это расслабиться и решить, что у нас достаточно газа. Если мы будем ничего не делать, через два-три года мы осознаем, что это была большая ошибка. Это касается всей Европы. Если альтернативные резервы газа за пределами ЕС будут проданы Китаю, на Восток и в США, они будут потеряны для Европы не на пять лет, но на все тридцать», — предупреждает Мичек.

«Ожидается, что потребление газа в ЕС будет увеличиваться на 1% в год. Добыча газа в Европе будет сокращаться и возникнет дефицит, который нужно покрывать», — говорит Мичек.

Это знают и в Кремле. Но газовые конфликты между Россией и Украиной, в результате которых перекрывались поставки и пострадали потребители в Западной Европе, укрепили решимость ЕС ослабить зависимость от российского газа.

«Nabucco по замыслу не является заменой российскому газу, — говорит Мичек. — Nabucco должен обеспечить альтернативные ресурсы газа в дополнение к российским. Вся Южная Европа и Турция смогут получать альтернативные партии газа в дополнение к российскому сырью».

Не желая оставаться в стороне, российское правительство планирует провести в Европу два новых газопровода: «Северный поток» (СЕГ) из России в Германию по дну Балтийского моря и «Южный поток» с юга России в Болгарию по дну Черного моря.

Оба трубопровода строятся с участием «Газпрома» и будут напрямую конкурировать с Nabucco. Мало того, присоединение Италии и Германии к программам «Южный поток» и СЕГ, соответственно, ставит вопрос о том, не слишком ли различны интересы европейских стран для такого проекта, как Nabucco.

«Разумеется, мы рассчитываем на дополнительный импорт газа в Европу, — говорит Мичек. — Есть потенциал не только для одного проекта. Я не располагаю данными о бизнес-модели СЕГ, но у СЕГ и Nabucco разные целевые рынки. Нас очень поддерживает Еврокомиссия. Еврокомиссия предусмотрела выделение до 200 млн евро на этот проект, и это финансирование будет подтверждено после одобрения его Европейским парламентом».

Некоторые эксперты спорят по поводу способности проекта Nabucco привлечь поставщиков газа. В декабре эксперты Bernstein Research опубликовали данные собственного анализа и высказали сомнения «относительно надежности поставок из Туркменистана и Азербайджана, за счет которых Nabucco рассчитывает обеспечить половину из предполагаемых 31 млрд кубометров в год пропускной способности». Другие предполагаемые источники — в Египте и Ираке «представляются довольно экзотичными с точки зрения логистики».

В ноябре Международное энергетическое агентство (МЭА) заявило, что на мировом рынке газа до 2015 года будет сохраняться избыток предложения; глобальный спрос, как ожидается, до 2030 года будет расти на 1,5% в год.

«Есть определенные опасения, все верно. Но мы их, к счастью, не разделяем», — говорит Мичек.

«Мы поддерживаем тесные связи с консорциумом Shah Deniz (консорциум разработчиков крупнейшего месторождения в Азербайджане во главе с BP). Несколько участников проекта Nabucco уже включились в разведку и добычу в Центральной Азии, у нас хорошие связи в Ираке», — заявил Мичек в интервью The Wall Street Journal.