«Аэрофлот» приостановил продажу билетов за рубеж до августа. На сайте авиаперевозчика нельзя, к примеру, купить билеты в Берлин, Барселону, Нью-Йорк, Париж, Стамбул или Ригу. До этого на сайте компании можно было приобрести билеты с вылетом после 30 апреля, отмечает «Коммерсантъ».

В самой авиакомпании объясняют такой шаг тем, чтобы не создавать дополнительную нагрузку на контакт-центр и на офисы продаж в связи с новыми и новыми циклами перебронирований, и просят не искать в этом решении прогнозов по дате возобновления международных перелетов.

Ранее «Аэрофлот» резко сократил количество внутренних рейсов. Но самолеты летают, в то время как передвижение по стране ограничено. И есть те, кто билеты приобрел тогда, когда о COVID-19 не было известно.

Москвич Евгений купил билеты в Симферополь еще в сентябре прошлого года. Хотел поехать с женой и двумя детьми на майские праздники, но ситуация изменилась. Мало того что в Крыму сейчас ничего не работает, а гостиницам местные власти запретили размещать туристов, еще и пришла новость, что на людей, прибывающих на полуостров на самолетах и поездах, будут составляться административные протоколы.

Нарушения режима самоизоляции будут фиксироваться на территории международного аэропорта «Симферополь» и железнодорожных вокзалов. Штрафовать нарушителей будут по статье за невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения, она предусматривает штраф от тысячи до 30 тысяч рублей. Их удастся избежать только приехавшим в командировки или по неотложным делам.

Но никакой чрезвычайной ситуации в стране не объявлено. Билеты до сих пор продаются. «Аэрофлот» совершает несколько рейсов в день. Экономкласс стоит 4800 рублей в одну сторону, а самоизоляция не является причиной для возврата билетов, говорит Евгений.

«В сентябре я купил билеты «Аэрофлота» в Крым. Хотел показать детям Симферополь. Но в связи с таким положением, как сейчас, считаю нецелесообразным туда ехать. Билеты с 29 апреля по 5 мая. Позвонили в «Аэрофлот», они объявили, что самоизоляция для «Аэрофлота» не является причиной аннулирования билетов и отмены рейсов. Они готовы вернуть деньги за минусом штрафа, а там 70%. Если бы не было вируса и мы по своей причине отказывались, я бы понимал такие действия. Но я же не по своей причине отказываюсь».

Евгений также предоставил Business FM запись своей беседы с «Аэрофлотом». Второй раз он хотел просто поменять дату вылета, но, как оказалось, это сделать можно тоже с таким же штрафом.

— Пока, к сожалению, отмены рейсов нет. Распоряжения не было о вынужденном возврате внутренних рейсов пока. Не позднее 40 минут до вылета можно аннулировать билет. На следующий год у нас есть рейсы только, как правило, за десять месяцев вперед. И пока только со сбором 2600 рублей для каждого пассажира при условии наличия тарифа поменять билеты. То есть пока попробуйте подождать.

— Прошу, чтобы «Аэрофлот» вернул мне деньги.

— Только со сбором 2600 рублей для каждого пассажира сейчас аннулируется.

У пассажиров всегда есть право требовать. Его никто не отменял. Но в сегодняшней ситуации это будет сделать непросто. Придется собрать документы о том, что в Симферополь запрещено въезжать под угрозой штрафных санкций. Это достаточная мотивация, считает авиаюрист Алексей Елтунов.

Алексей Елтунов авиаюрист «В целом эта ситуация должна будет разрешиться в пользу пассажиров, наверное, «Аэрофлот» примет какие-то дополнительные меры. Прямо сейчас выплачивать, скорее всего, никто не будет, потому что сейчас в принципе непонятно, является ли это форс-мажором или не является. В ближайшее время, насколько я знаю, будут разъяснения Верховного суда, на основании чего можно будет сделать выводы, как действовать и какие требования можно предъявлять. На сегодняшний день не могут вернуть деньги, но в то же время можно написать письмо, претензию в части того, что я не согласен с частичным возвращением, поскольку есть ограничения по передвижению в городе Симферополе».

Пока Евгений написал в приемную президента, которая переправила его жалобу в Минтранс. Также пострадавший написал жалобу в «Аэрофлот» и ждет разъяснений. Business FM тоже отправила запрос в «Аэрофлот», ответа на момент публикации материала не поступило.

Пока только Роспотребнадзор разместил заявление, что россияне, если причиной отмены поездки стали «ограничения на передвижение и режим самоизоляции», могут сдать авиабилеты и даже вернуть стоимость невозвратных билетов. Но, судя по тексту, только при заграничной поездке. Разъяснений, касающихся внутренних рейсов, от надзорного ведомства тоже пока нет.