На этой неделе власти Москвы еще больше ужесточат контроль за передвижением граждан. Все должны будут получить цифровые пропуска, за исключением пешего передвижения около дома. К пропускам должны быть привязаны в том числе карты «Тройка» и «Стрелка». Кроме того, всех заболевших ОРВИ приравняют к подозреваемым на коронавирус — с соответствующими карантинными ограничениями.

Меры, вводимые московскими властями, не уникальны по своим принципам. Аналогичные им уже практикуют в ряде других регионов страны, столица разве что отличается гораздо большим масштабом и лучшей оснащенностью техническими средствами. Например, в Мурманской области закупают электронные браслеты, чтобы контролировать тех, кто должен соблюдать жесткий карантин на дому.

Опасаться утечки персональных данных в этих и других подобных случаях можно в той же мере, как это происходит с другими информационными базами. Скажем, в соцсетях высказывались опасения, что в Москве могут произойти утечки данных сотрудников силовых структур вместе с номерами их автомобилей.

Конечно, подобные угрозы будут возрастать по мере разрастания систем мониторинга. Однако печальный факт заключается в том, что с этой пандемией мы вообще входим в качественно новый этап существования. И поскольку есть вероятность того, что коронавирус с нами навсегда, то и меры по борьбе с ним в массе своей останутся. По крайней мере, для того, чтобы контролировать возможные новые вспышки заболевания. Как эти средства будут использованы, так сказать, в мирное время, остается только гадать, но простаивать они в руках спецслужб и других компетентных госорганов точно не будут.

Средства электронного мониторинга внедряются по всему миру. В Китае фактически введен разрешительный порядок перемещения и посещения всех публичных мест на основании персональных QR-кодов, которые показывают ваш текущий иммунный статус, отлеживаемый по десяткам параметров. Этот статус может мгновенно поменяться, если выяснится, что вы контактировали с больным COVID-19. Вас тут же изолируют.

Системы трекинга на основе смартфонов или с использованием электронных браслетов используются в ряде других азиатских стран. В соседнем с нами Казахстане внедряют мобильное приложение Smart Astana, которое будет контролировать инфицированных. Если человек отходит от дома более чем на 30 метров, в ситуационный центр приходит уведомление, а человеку поступает видеозвонок для уточнения причин. Также видеозвонок поступает в случае, если человек оставил телефон дома или телефон бездействует в течение четырех часов.

В США корпорации Apple, Facebook, Google и другие крупные IT-компании уже провели переговоры с властями об использовании данных о геолокации пользователей в целях предотвращения распространения инфекции. На уровне отдельных штатов, которые планируют ослаблять карантинные меры в ближайшем будущем, также обсуждаются технологии слежения за заболевшими и обеспечения их изоляции на основе мобильных технологий.

Отслеживать мобильные телефоны своих граждан для сдерживания пандемии планировала Германия. В конце апреля французский парламент обсудит планы внедрения мобильных приложений для аналогичного трекинга. Есть вероятность, что система мониторинга будет задействована уже ко времени ослабления карантинных мер, в середине мая.

Уже восемь мобильных операторов в ЕС согласились предоставить Европейской комиссии геолокационные данные пользователей для отслеживания распространения заразы. В ряде европейских стран разрабатывают мобильные приложения, которые смогут определять заболевание коронавирусом по специфическим изменениям голоса, а также по характерному сухому кашлю.

Останется только чуть доработать это приложение с тем, чтобы оно автоматически вызывало бригаду санитаров и людей со спецсредствами для обработки жилища и его изоляции. Ну а дальше автоматически по цепочке «обнуляются» многие другие ваши права, прежде всего на передвижение.

Ваша транспортная карта больше не «птица-тройка», и при попытке ею воспользоваться вас задержит полиция, а ваш персональный автомобиль превращается в тыкву, передвижение на которой будет стоить водителю в нашем случае по 5 тысяч рублей с каждой камеры.

Мы еще, кажется, не осознаем, в какой степени банальная фраза «мир уже не будет прежним» обернется воплощением в жизнь самых смелых фантазий в духе антиутопии уже в самое ближайшее время.