Классически считается, что кризис лучше всего встречать, когда в портфеле золото, немецкие бундасы, то есть облигации немецкого правительства, и трежерис США, то есть американские гособлигации.

Среди российских инвесторов в прибыли оказались те, у кого были куплены акции российских золотодобывающих компаний и еврооблигации. Например, акции «Полюс Золото» упали в марте лишь на 15%, уже месяц растут, за это время подорожали на 50% и сейчас стоят на 26% дороже, чем до падения. Похожая история у «Полиметалла»: и падал меньше остальных, и вырос сильнее, и теперь на 16% дороже, чем до падения.

Выиграли и те, кто были в еврооблигациях, и не важно, номинированы они в долларах или евро. По многим цены пока ниже, чем в начале марта, но это в валюте. Если переводить в рубли, цены уже выше. У многих эмитентов с высоким рейтингом купон около 4%, есть и те, у кого доходит до 8%, и это в валюте.

Многие встретили этот кризис в кеше, говорит президент компании «Московские партнеры», профессор ВШЭ Евгений Коган.

Евгений Коган президент компании «Московские партнеры» «Подготовленных на 100% было не так много. Хотя много людей сидели в кеше, просто в деньгах. Ко мне приходили инвесторы и говорили: вот бы сейчас что-нибудь купить. А я говорил: может быть, вы не будете спешить, просто рынки очень горячие, что-то консервативное или какие-то короткие евробонды, тех же американских корпораций, в долларах и так далее. Все те, кто либо сидел в кеше, а их было и есть очень много, или все те, кто зашел в правильные, хорошие еврооблигации или акции, сегодня в плюсе».

С момента резкого падения прошел месяц, и большинство бумаг за этот период выросли. Среди американских бумаг лучше всего «выстрелили» компании, которые зарабатывают, пока все сидят дома. Например, акции потокового видеосервиса Netflix подорожали на 43% за месяц, теперь капитализация компании больше, чем у Disney. Amazon прибавил 37%, Intel — 30%. Что же покупать инвесторам теперь? Возможно, пока не стоит торопиться, говорит управляющий активами Международного фонда частных инвестиций Александр Душкин.

Александр Душкин управляющий активами Международного фонда частных инвестиций «Все кругом ожидают достаточно быстрого восстановления, но никто действительно не понимает, как оно возможно в такой ситуации. У нас нет понимания, с чем мы связались. Можно инвестировать в предприятия, которые вы считаете надежными с точки зрения доходов. Например, мне нравится Danon. Мы инвестировали в Danon, потому что это предприятие недавно было оценено, как будто наступила серьезная рецессия, то есть даже если рецессия и придет, это уже и не важно, потому что оценка компании уже предполагает, что мы в глубокой рецессии. Многим предприятиям будет сложно, потому что у кого-то вообще сейчас исчезает выручка. Допустим, Adidas недавно попросил помощи у государства на несколько миллиардов долларов, хотя на первый взгляд она ему была не нужна. Многие обращаются за помощью к государству».

Накануне на российском рынке в лидеры роста вышли префы «Транснефти», прибавившие почти 6,5%, и акции Мосбиржи — около 6%. Когда за день происходят такие изменения, сложно не думать о покупке акций — хоть и сохраняются риски.