«Школы предложили родителям забрать детей». Что произошло со школьниками из России в США?
Дети выехали осенью 2019 года из России для обучения в американских учебных заведениях по программе, курируемой Госдепартаментом
Читать на полной версииВтайне вывезенные в Америку российские школьники оказались в сложном положении. Об этом заявила официальный представитель российского МИД Мария Захарова. По ее словам, Госдеп сообщил российскому посольству в Вашингтоне, что несколько десятков российских старшеклассников оказались в затруднительной ситуации. Они выехали прошлой осенью из различных регионов России для обучения в американских учебных заведениях.
«Программа для учащихся средней школы» — давно существующая горизонтальная негосударственная программа школьного обмена. Речь идет о прямых связях и партнерстве между учебными заведениями, родителями и спонсорами. Ежегодно по этой программе в США из разных стран принимают 10-12 тысяч детей. Но из России после 2014 года — всего порядка 100, так как было резко сокращено число выдаваемых виз категории J-1.
Ситуацию комментирует управляющий партнер группы компаний «Стар Трэвэл», одной из тех, которые работают по программе обмена для старшеклассников, Борис Самарянов.
Борис Самарянов управляющий партнер группы компаний «Стар Трэвэл» «У нас уехали более 40 человек. Кто-то уехал в сентябре, кто-то в январе. Эта программа предусматривает нахождение ребенка на территории США максимум два семестра. Программа курируется Госдепартаментом, и все перемещения детей фиксируют. Когда ситуация стала ухудшаться из-за коронавируса, школы вместе со спонсорскими организациями предложили родителям забрать своих детей. Часть детей уехали, когда еще летали самолеты, часть родителей не приняли решение в этот момент, им пришлось вывозить своих детей, когда авиасообщение было прервано. Здесь начались проблемы. Происходило все в комплексе, потому что информирование происходило достаточно своевременно. Дети, которые выезжали на рейс, не успевали приехать. Сложно перемещаться по Америке. Дети не находятся в Нью-Йорке, в Майами, куда летают рейсы «Аэрофлота». Они могут находиться в Айове, в Небраске, где угодно. Им до Нью-Йорка добраться — это три-четыре пересадки, иногда две. 80% рейсов отменили, поэтому это логистическая проблема. Либо они приезжали в аэропорт, и их не было в списках на рейс. Больше родители испугались, поднялась паника. Возможно, еще дело в том, что приезжающие дети, которые находятся в Нью-Йорке, — это не взрослые, у них денег нет, и, если они вовремя на рейс не успели, естественно, родители поднимают шум. Но это явно происходит не по нашей вине. Потому что наша работа закончилась на информировании служб о том, где находится ребенок, мы послали все списки, дальше консульство само связывается с родителями и детьми».
Во вторник,14 апреля, пресс-секретарь посольства США в России Ребекка Росс пояснила РИА Новости, что по состоянию на 6 апреля 51 российский школьник остается в США по программам, спонсируемым бизнес-сектором, и что многие подростки, участвовавшие в программе, уже вернулись. Как, например, Зулейха, которая жила в приемной семье в Ричмонде.
«Через два дня после того, как все ужесточилось с карантином, мои хост-родители в Америке купили мне билет, и мы поехали в Вашингтон. Меня проводили до самолета, и я поехала в Нью-Йорк, оттуда в Москву, то есть все было по плану, ничего не сбилось. Я боялась, что отменят рейс в Нью-Йорке или Вашингтоне, но все прошло нормально. В моей группе я одна была из России, мы сами решали, оставаться нам или уезжать. Я понимала, что если останусь, то моя виза может сгореть и я могу застрять в стране или непонятно как мне придется уехать. Времени оставалось три месяца, я пробыла в Америке семь месяцев».
Переезжать сейчас в условиях карантина с континента на континент нелогично, считает Алексей, дочь которого остается по программе в Техасе.
«Дочь у меня учится в Техасе в средней образовательной школе. Она, как и все сейчас, на заочном обучении, ей хватает времени, чтобы делать еще домашнее задание в своей школе, в российской, чатиться в почте. Живет жизнью обыкновенного подростка. Она живет на ранчо, до ближайших соседей метров 800, то есть в чистом виде самоизоляция. Когда мне говорят: а давайте мы вашу дочь заберем, я говорю: а зачем? Она сейчас полетит через Нью-Йорк в Москву, потом будет в карантине. Так она там на карантине в природе, она живет в семье уже четыре месяца, привыкла, к ней привыкли. А к кому она должна в Нью-Йорке прибыть? А если ее не посадят в самолет?»
Российский МИД рекомендует родителям категорически воздерживаться от согласия на обучающие программы для школьников в США, заявил 15 апреля глава министерства Сергей Лавров в интервью «Коммерсанту».