Бизнес: жить по-белому или по-серому?
Белый бизнес в условиях самоизоляции и ограничений со стороны властей терпит убытки, серый продолжает подпольно работать
Читать на полной версииОбъем розничной торговли в России упал на 35%. Об этом на совещании по экономическим вопросам заявил Владимир Путин. Президент не конкретизировал, о каком именно секторе идет речь. Но с учетом того, что продуктовые магазины работают, можно предположить, что падение на треть — это весь непродовольственный ретейл.
Тем временем предприниматели, пишущие в редакцию Business FM, рассказывают о востребованности тех, кто трудится в серой сфере. Это те, кто на дому делает ремонт, прически и так далее.
Московская предпринимательница Тахмина когда-то работала обычным мастером. Потом оформила ИП, открыла свой салон красоты. Сейчас, естественно, не работает. Никакой финансовой подушки безопасности нет. Зато есть кредит в госбанке, взятый на покупку оборудования.
Тахмина попросила банк даже не о каникулах, а о реструктуризации. Отказали. Меры поддержки, о которых объявили власти, для бизнесвумен бесполезны, в том числе отсрочка по налогам, потому что выручки нет и налоги платить не с чего. Но вот интересное наблюдение: предпринимательница, работающая вбелую, сидит без дела. В то же время подпольные мастера, которые на дому делают прически и маникюр за наличные деньги, чувствуют себя отлично.
«Сняла помещение, сделала ремонт, провела воду, оформила ИП и стала работать как мастер. Вывеску сделала, оплатила налоги. На данный момент сейчас на 30 дней деятельность нашу приостановили. У меня нет возможности вообще отложить себе, сделать подушку безопасности. И таких мастеров в нашем помещении три. И мы втроем оказались заложниками этой пандемии. Ни от кого никакой помощи я не вижу. То есть все, кто работает подпольно, дома, выезжали на квартиры, в дома, все эти люди оказались в плюсе, в отличие от тех мастеров, которые работают по-белому, работают честно. И где, получается, справедливость?»
Проверить это не составило труда. Business FM позвонила по первому попавшемуся объявлению. Мастер по наращиванию волос сказала, что без труда приедет в удобное время, пропуск она уже себе оформила. Но дело не только в подпольных парикмахерах.
У серого сектора, в отличие от белого, дела идут неплохо. Например, Business FM попробовала вызвать мастера по ремонту холодильников. Мужчина сказал, что сейчас он как раз оформляет себе пропуск и 15 апреля готов приехать. Оплата, разумеется, за наличные. Маска у мастера есть, и он совершенно не против, если мы попросим его санитазировать руки или надеть перчатки. И заказов у него хватает, потому что холодильники еще не настолько умные, чтобы обращать внимание на коронавирус.
— Завтра, пожалуйста, можно подъехать.
— У вас сейчас, наверное, вообще заказов не очень много, да? Народ боится приглашать из-за карантина?
— Нет, вы знаете, вы не правы. А знаете почему?
— Почему?
— Потому что холодильники ломаются, вы не можете хранить продукты. То есть вам каждый день в магазин придется ходить за продуктами. Холодильники ломаются, они не знают, что сейчас пандемия, что сейчас коронавирус, поэтому они как ломались, так и ломаются. Естественно, народ чинит, потому что или один раз вызвать мастера, или, допустим, каждый день ходить за продуктами в магазины. Рисков где больше? С одним человеком соприкоснуться или каждый день в магазинах с сотнями людей?
Серый сектор российской экономики — это десятки миллионов людей. И в последние годы власти сделали многое, чтобы обелить всех этих мастеров, водителей, репетиторов, нянь и так далее. Всевидящее око налоговой, режим для самозанятых…
И часть граждан поверила и обелилась. А теперь получается, что те, кто этого не сделал, оказались в плюсе, потому что их услуги по-прежнему востребованы, а налоги и аренду они не платят. В отличие от тех, кто открылся перед государством и сейчас оказался на грани разорения. Ситуацию комментирует президент «Опоры России» Александр Калинин.
Возвращаясь к истории мастера Тахмины. Единственный, кто ей помог, это частный арендодатель, который наполовину скостил платеж. Но оставшуюся половину тоже где-то надо найти. Теоретически предпринимательница может стать безработной и получить пособие. Но для этого ей придется закрыть свое ИП, что само по себе сделать не так легко.
Да и желания нет, потому что женщина верит, что рано или поздно пандемия закончится. Если она сейчас с трудом закроет ИП, потом ей предстоит снова открывать бизнес. И многие сейчас делают выбор: оставаться белыми и ждать, пока государство придет на помощь, или уйти в серую зону и заняться своим спасением самостоятельно.