День мецената и благотворителя традиционно отмечают 13 апреля. Ровно год назад был запущен эндаумент-фонд московского музея современного искусства «Гараж». Что удалось за это время сделать? Как устроен эндаумент? И почему музей обратился именно к этому механизму? Об этом Business FM рассказал директор музея современного искусства «Гараж» Антон Белов. С ним беседовала продюсер Business FM Наталья Космачева.

Антон Белов: Год был крайне плодотворный, мы получили несколько пожертвований крупных, получили порядка 400 небольших и средних и собрали 74 млн рублей. Для нас это достаточно крупная сумма, которую мы не ожидали собрать так быстро, и мы надеемся, что этот успех мы будем год от года развивать. Понятно, что есть ситуация нынешнего кризиса, но, в принципе, даже сейчас с нами продолжают сотрудничать разные компании и люди и продолжают делать переводы.

Как устроен эндаумент и почему вы обратились к этому механизму?

Антон Белов: Механизм абсолютно понятный, он больше распространен в США, и, в принципе. на эндаументах там живут все университеты, музеи, у которых более половины бюджета часто состоит из доходов от эндаумента. СМИ переходят тоже на эндаумент, чтобы сохранить свою независимость. Россия десять лет назад начала продвигать это благодаря активному участию фонда Потанина. В какой-то момент мы приняли решение, что для устойчивости развития нам этот механизм абсолютно необходим, потому что у нас уже была программа лояльности, программа патронства и многие другие. Нам показалось логично дополнить ее механизмом эндаумента.
Какая главная проблема с эндаументами сейчас?
Антон Белов: Многие люди о его существовании не знают. Если, например, в США все люди еще до поступления в вуз, их родители уже жертвуют в эндаумент этого вуза деньги, то в России даже большинство успешных выпускников никогда не жертвовали в эндаумент, и поэтому нам часто приходится заново объяснять, что такое эндаумент, почему он важен и какой у него механизм работы.
А что получают ваши доноры и поддерживает ли эндаумент компании?
Антон Белов: Помимо того что у нас появились уникальные возможности налогового вычета и люди за пожертвования в эндаумент получают налоговые вычеты, мы как музей помогаем дарителям в эндаумент активней погружаться в современное искусство и культуру и совместно с ними организовываем различные мероприятия.
Будете ли вы еще создавать целевые капиталы на разные проекты музея?
Антон Белов: Безусловно, будем, у нас на очереди два целевых капитала. На 2020 год мы планируем создать целевой капитал для академических программ, то, что мы делаем для научной, магистерской и различных других наших программ. И другой капитал на поддержку художников, который мы делать будем именно специально под те программы, которые мы делаем в рамках мастерских и грантов художникам.
Музей известен широкой системой поддержки художников, исследователей, авторов системой грантов, больше года работает в проектах мастерских на ВДНХ. При этом сам музей также привлекает партнеров и патронов, создавая разные уровни поддержки. Как это устроено и работает ли?
Антон Белов: Мы работаем, можно сказать, как агрегатор, который не направлен на получение прибыли, потому что весь доход, независимо от того, как он получен — пожертвования или доход, — направляется непосредственно на нужды музея. И в данном случае, конечно же, принципиально то, что мы собирали деньги, привлекая их, потом распределяем по грантам или на поддержку региональных институций, которые мы делаем совместно с фондом «Искусство, наука и спорт», где мы поддерживаем Центр современного искусства в регионах, и для нас это тоже большой проект. Поэтому мы крайне заинтересованы как агрегировать средства, так и распределять их для других институций и художников.
Что удалось музею сделать благодаря партнерской поддержке?
Антон Белов: Практически все, потому что многие проекты не состоялись бы, как, например, та самая знаменитая акция Uniqlo Free Friday Nights, которая существует во многих музеях мира. Это свободное посещение музея, когда он был открыт, по пятницам несколько часов, и множество других, например, наши образовательные программы.
Передаете ли вы опыт работы с эндаументом или партнерами вашим региональным партнерам, которых поддерживаете грантами?
Антон Белов: Я лично езжу во все регионы, общаюсь с директорами этих институций и с первыми патронами. Мы помогаем им запускать систему партнерства и патронажа, и в принципе, это, наверное, то, чем мы занимаемся всегда. Все наши знания, которые есть, мы пытаемся передать всем остальным заинтересованным сторонам.
Как повлияла самоизоляция на взаимоотношения с партнерами и патронами?
Антон Белов: Как ни удивительно, мы боялись, что наступит очень быстро кризис отношений, но все наши патроны изъявили желание быть с «Гаражом». Во время самоизоляции с нами остались даже два новых партнера, которые хотят с нами делать больше в разных проектах, и мы страшно рады, что люди хотят нас поддерживать.

Какие перспективы меценатства и патронства в нашей стране, учитывая экономическую ситуацию?

Антон Белов: Перспективы самые большие, просто мы должны, наверное, переходить постепенно от модели корпоративного партнерства к частному патронству, и этот процесс будет развиваться в ближайшие десять лет.

Дата праздника связана с днем рождения Гая Цильния Мецената — древнеримского аристократа, покровителя художников, артистов, музыкантов. От его имени и произошло слово «меценат».

Впервые праздник отметили в России в 2005 году по инициативе Государственного Эрмитажа. Обычно в этот день чествуют тех, кто вкладывает средства и силы в развитие культуры и социальной сферы, проходят презентации благотворительных проектов.