Как столичный регион готовится к «цифровому карантину»? Комментарий Георгия Бовта
«По моей чисто субъективной оценке, жесткий карантин на таких условиях больше двух недель не продержится. Не на бумаге, а просто по факту», — говорит политолог
Читать на полной версииКак сообщил оперативный штаб Москвы по ситуации с коронавирусом, цифровые пропуска для передвижения по Москве на транспорте были введены в связи с большим количеством людей на улицах города. Пропуска можно начать оформлять с 13 апреля, а с 15-го они станут обязательными для перемещения на транспорте. По данным геоаналитики операторов сотовой связи, в пятницу, 10 апреля, около 3,5 млн человек покидали свои дома более чем на шесть часов. «При этом 4,4 млн человек находились дома и демонстрировали ответственный подход к режиму самоизоляции», — отмечается в сообщении оперштаба.
Штаб также утверждает, что по возвращении с улицы один человек, подхвативший вирус, может заразить всю семью — а это в среднем два-три человека. «Это означает, что 3,5 млн горожан, которые не соблюдают режим самоизоляции, несут потенциальную угрозу заражения для 6-9 млн своих соседей, друзей, родных и близких», — добавили там.
В минувшие выходные мне по уважительным причинам довелось передвигаться по Московской области, в одном из районов которой я самоизолировался, как велели власти, пару недель назад и с тех пор соблюдаю все официальные предписания. Из допускаемых мною вольностей стоит упомянуть разве что выход в лес, что пока не запрещено, а также в продуктовый магазин и аптеку, что не запрещено не только пока, но и вовсе. Жизнь, как она выглядит из окна автомобиля, замерла лишь наполовину, но окончательно замереть у нее никак не получается. И вряд ли получится, мне кажется. Хотя бы потому, что людям не просто томительно сидеть в четырех стенах на фоне раскочегаривающейся весны, но и надо на что-то жить и как-то на жизнь зарабатывать. Им ведь никто не обещал ни безусловный базовый доход, как обещают власти Испании, ни даже попущений и скидок, а не отсрочек в обязательных платежах и платежах по кредитам, как сделано во многих других странах. А бизнесу никто не обещает никаких субсидий и грантов, даже на зарплату отправленным в простой сотрудникам. Например, наше СНТ заботливо разослало платежку за прошлый месяц. Там все налоги, коммуналка и прочие выплаты на месте, ни одна не пропала.
Полагаю, ровно так же обстоит дело у сараев с надписью «Шиномонтаж», некоторые из которых, на уровне Большого московского кольца, в эти дни работали. Как и, по моему наблюдению, даже некоторые магазины стройматериалов. Но чем ближе к Москве, тем меньше встречалось таких островков деловой жизни. Автосервисы не работают. Можно лишь гадать, сколько встанет автомобилей через месяц квазикарантина, то есть в конце апреля, и, главное, как повлияет на аварийность на дорогах езда на полуисправных и вовремя не обслуживаемых машинах. Даже тех, кому это официально разрешено. И еще разрыв логики: если страховки ОСАГО разрешили продлить без ТО и технологической карты, то может, тогда эти карты вовсе не нужны, может, они профанация?
Знающие люди также мне поведали, что в случае острой необходимости купить что-то нужное для срочного ремонта дома или его инженерных систем все же не проблема. Но через черный ход и только за наличные. Зачем, спрашивается, надо не столько закрывать эти магазины, к которым к каждому не приставишь полицейского, сколько загонять их в подполье? Притом что в Подмосковье с его огромным частным жилым фондом подавляющее большинство домов обслуживается либо своими силами, либо частным образом, но никаких электронных пропусков этим людям-ремонтникам не положено.
Большинство садовых центров были закрыты, однако были мною замечены и те, кто отчаянно сопротивляется карантину в самое напряженное для садоводов время года и, судя по всему, имеет на то некие разрешения властей. Заглянул в один такой центр по надобности. Раз уж он был открыт и там в общем соблюдалось вывешенное требование насчет не более трех человек в торговом зале. В ответ на сочувствие продавщице, которая не сможет ездить на автобусе после 15 апреля, поскольку пропуск ей не положен, услышал от нее выражение: «Это просто уже геноцид какой-то». Термин, судя по всему, пошел в народ. Саженцы при этом в продаже появились. Их не было еще три дня назад. Видимо, чиновники услышали передачу по Business FM, где говорилось о безвыходном положении питомников, и пошли навстречу здравому смыслу. Но до конца не дошли. Потому что кто же это все будет продавать теперь? Рассады в данном центре не увидел в продаже никакой, но для нее еще и рановато, можно неделю, но не больше, подождать.
Впрочем, мало у кого есть сомнения в том, что ужесточением карантина на неделю дело не закончится. Судя по темпам распространения заразы, пик эпидемии может вообще прийтись на май. И тогда мы точно как страна станем уникальным примером во всем мире. Так чтобы самоизолировать миллионы людей и половину, если не большую часть экономики, но при этом воздержаться от того, чтобы предоставить прямую, немедленную и существенную помощь как закрытым на замок бизнесам, так и запертым в теперь уже оцифрованном карантине людям. По моей чисто субъективной оценке, жесткий карантин на таких условиях больше двух недель не продержится. Не на бумаге, а просто по факту.