Почему и какими путями госрегулирование цен может привести к дефициту?
С идеей заморозить цены на продукты выступили депутаты Госдумы. Ретейлеры предсказуемо отреагировали: заморозка приведет к нехватке товаров на полках
Читать на полной версииГосдума неоригинальна. Как только в нашей стране происходит какой-нибудь коллапс, власти и некоторые общественные деятели сразу начинают говорить про заморозку цен. Идея в народе популярная: чтобы было как в СССР, чтобы продукты были дешевыми и не дорожали.
Вот только полки в советских магазинах были пустыми, и вообще Союз плохо кончил. Есть известное мнение: экономисты и чиновники многое не умеют, но вот что у них точно всегда получается, так это создать дефицит. И государственное регулирование цен — прямой к нему путь.
Утрированно это выглядит так. Допустим, власти заморозили цены на гречку и запретили их повышать. Ретейлер подумает: а зачем мне тогда продавать гречку, если я не могу на ней заработать? Производитель подумает: а зачем мне сеять гречку, если у меня ее не покупает торговая сеть? Перестанет сеять и пойдет варить пиво. И гречка с полок пропадет. Теоретически можно заставить из-под палки и делать гречку, и ее продавать. Но тогда подорожают другие продукты. Продолжает генеральный директор торговой сети «Магнолия» Владислав Зуб.
Владислав Зуб генеральный директор торговой сети «Магнолия» «Просто будет дефицит на эти продукты. А в случае, если по какой-то необъяснимой мне причине дефицита этих продуктов не будет, то это приведет к росту цен на остальные продукты. Если ретейл недополучит именно в этих продуктах, эта недополученность будет размазана ровным слоем по всем остальным продуктам, потому что издержки остаются. Поэтому мы не можем просто взять на что-то понизить цены, а на все остальное цены не повышать. Чудес на свете не бывает».
У нас были примеры и в новейшей истории. 13 лет назад перед выборами заморозили цены на молоко, масло, яйца и хлеб. Но эти продукты в итоге подорожали сильнее, чем остальные. Больше наши власти таких экспериментов не повторяли. Есть еще одна мера, которую сейчас предложила Дума: ограничить наценку на продукты по всей цепочке, от производителя до полки, до 10%.
Идея тоже не новая, и во время прошлого кризиса некоторые регионы уже вводили предельные наценки, за что получили предупреждение от антимонопольщиков. Поступать, возможно, нужно иначе: не решать за рынок, а помогать ему. Мнение генерального директора торгового дома «Мое лето» Вагифа Бикулова.
Вагиф Бикулов генеральный директор торгового дома «Мое лето» «Государство должно, конечно же, контролировать цепочки поставок, контролировать в этих цепочках поставок маржу каждого игрока. Чтобы не случилось так, что, например, появятся фирмы-прокладки, через которых будут прогоняться товары: вроде бы ретейлеры не будут зарабатывать, а будут зарабатывать какие-то фирмы-прокладки. Здесь можно легко высчитать ту разумную маржу, которая необходима каждому участнику, который находится в этой цепочке поставок. Максимально сократить эту цепочку поставок».
Наши власти, когда говорят о регулировании цен, то ли забывают, то ли делают вид, что не помнят, что продукты не просто так попадают на прилавки магазинов. Их надо упаковать, привезти, разгрузить, разложить по полкам. Оплатить бензин, налоги, арендную плату, коммунальные платежи, труд работников, опять же, налоги на этот труд. И все это отражается на конечной цене.
Думский спикер Вячеслав Володин привел пример с огурцами. Закупочная цена — 27 рублей, а в магазине кило стоит 150 рублей. Но, быть может, задача властей внимательно изучить ценообразование и помочь производителям и продавцам договориться? И заодно обратить внимание, что на Кубани все те же огурцы выкидывают на помойку. Потому что из-за коронавирусных ограничений фермеры не могут продать свои овощи. По большому счету, когда крестьянин не может доехать до рынка, это тоже заморозка — деловых отношений. А итог всегда один: огурцов нет. Но если очень надо — по тысяче рублей за кило, только зайдите со двора.