Обновлено в 20:47

Председатель Госдумы Вячеслав Володин в ходе видеоконференции с премьером Михаилом Мишустиным раскритиковал торговые сети за наценки и назвал беспределом рост цен на продукты питания в российских магазинах на фоне коронавируса.

По словам Володина, крупные розничные сети «просто забирают у людей то, что они сейчас получат в виде помощи от государства». Он попросил главу правительства взять этот вопрос на особый контроль.

«Вчера президент озвучил дополнительные меры поддержки граждан. У нас получается, что торговые сети, особенно самые большие, просто забирают у людей то, что сейчас они получат в виде помощи, выплат дополнительных, заработных плат. Мне только что дали справку по торговым сетям «Пятерочка», «Лента», «Магнит», которые объявили на торгах желаемую цену закупки под овощную продукцию. По огурцу, они закупают по 27,3 рубля за килограмм, а реализуют за 149,9 рубля. Такая же ситуация по помидорам, такая же ситуация по другой плодоовощной продукции. Уже не говорим о лимонах и не говорим, в какой ценовой группе имбирь, там просто в 20 раз цена взлетела. Этот беспредел необходимо остановить, потому что для кого война, для кого мать родная. Вчера президент говорил, что у нас на передовой врачи, а кто-то у нас в тылу занимается такими вещами. Правильно было бы не только остановить, но и осудить, предупредить. Что они творят? Совесть теряют последнюю, нельзя так».

Business FM попросила прокомментировать инициативу законодателей по заморозке продуктовых цен генерального директора торговой сети «Магнолия» Владислава Зуба.

Просто будет дефицит на эти продукты. А в случае, если по какой-то, необъяснимой мне причине дефицита этих продуктов не будет, то это приведет к росту цен на остальные продукты. Если ретейл недополучит именно в этих продуктах, эта недополученность будет размазана ровным слоем по всем остальным продуктам, потому что издержки остаются. Поэтому мы не можем просто взять на что-то понизить цены, а на все остальное цены не повышать. Чудес на свете не бывает. Тогда просто издержки превысят прибыль, и мы станем убыточными, через какое-то короткое время мы станем банкротом, и сеть магазинов закроется. В условиях рынка это работает так. Если же навязать советское распределение продуктов — мы все это проходили. Или мы хотим вернуться назад в Советский Союз, или мы хотим пойти по пути Туркменистана, Северной Кореи... Я считаю, это не лучший выбор.

А есть разница экономическая для продуктовых сетей — ограничение наценки или ограничение стоимости?

У нас на какие-то виды продукции есть ограниченная цена, это касается сигарет. Но, наверное, с сигаретами это в той или иной степени оправдано, но если это будет касаться какой-то другой части товара, то я не знаю, что хуже. Примерно то же самое — спрашивать у человека: «Тебя повесить или расстрелять?» Что хуже? И то и другое приведет неминуемо к одному — к концу. К концу этого товара. Это приведет к тому, что за этим товаром будут гоняться.

Михаил Мишустин в свою очередь поддержал идею «Единой России» об ограничении цен на продукты питания. Фракция считает, что торговая надбавка, в частности на овощи и фрукты, не должна превышать 10%. Глава кабмина согласился почти со всеми предложениями фракции. Речь идет об ограничении цен на лекарства, продукты питания и другие товары первой необходимости.

В марте в России вступил в силу закон, который разрешает правительству замораживать цены на лекарства во время чрезвычайной ситуации либо при угрозе распространения опасного заболевания. Нужно ли регулировать цены на лекарственные препараты, рассуждает генеральный директор сети социальных аптек «Столички» Евгений Нифантьев.

Евгений Нифантьев генеральный директор сети социальных аптек «Столички» «Дополнительного регулирования лекарственных препаратов не требуется. Существует список жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. В него входит порядка 40% от объемов реализации всех препаратов в аптеках. Цены зарегистрированы постановлением правительства Российской Федерации, зарегистрированы в рублях. Есть четко регламентированные наценки как в оптовом сегменте, так и в розничном. Уже который год мы видим, что цены на лекарственные препараты растут меньше, чем на другие товары и услуги. Если говорить про рост цен на маски и санитайзеры, то это не традиционный аптечный товар. Эти категории товаров реализуются во всех торговых предприятиях. Но если говорить об эксклюзивной продукции, которая реализуется в аптеках, то с ними нет никаких проблем с точки зрения роста цен».

Тем временем Федеральная антимонопольная служба заявила, что намерена проверить производителей и поставщиков на предмет нарушения антимонопольного законодательства и попросила онлайн-ретейл следить за ценами на товары первой необходимости.

Средний чек россиян, согласно исследованию холдинга «Ромир», на первой нерабочей неделе по сравнению с предшествующей ей рабочей упал на 20%.