Живые картины. В соцсетях популярен флешмоб с копированием известных произведений искусства
Пользователи, сидящие в самоизоляции, воспроизводят в домашних условиях работы Мунка, Дали, Босха, Да Винчи и Микеланджело
Читать на полной версииПользователи Instagram и Facebook копируют героев известных картин — долгое нахождение дома в изоляции заставляет людей не просто развлечься, но и с пользой провести время. Сотни и тысячи фотографий и коллажей. Вот репродукция одной из самых дорогих картин мира «Крик» Эдварда Мунка, а рядом снимок застывшей в ужасе модели на фоне разноцветной одежды, колготок и пледов, кажется, собранных из всего семейного гардероба и воссоздающих то самое яркое небо, которое есть у художника.
Пользователи подражают Да Винчи, Микеланджело, Босху, Дали. Используют любые предметы, которые есть дома и под рукой: спички, шнурки, бельевые прищепки, детские и новогодние игрушки, туалетную бумагу. В качестве моделей позируют домашние животные — коты и собаки. И даже черепаху превратили в «Девушку с жемчужной сережкой».
Олицетворением самоизоляции для россиянки Натальи Кнорре, которая сейчас живет в Израиле, стала картина Николая Ярошенко «Всюду жизнь», герои которой — женщина с ребенком, старик и другие заключенные — из арестантского вагона смотрят на резвящихся голубей. Нескольких персонажей заменили домашние питомцы.
— И просто сразу все срослось, и что это была просто действительно квинтэссенция всей этой ситуации, что мы все, можно сказать, сидим за решеткой, куда мы едем, в чем мы виноваты, какое у нас будущее. Ну и, в общем, у нас есть достаточное количество персонажей, чтобы воплотить эту идею в жизнь.
— С собакой трудно было? То есть она позировала?
— У нас две собаки. Одна большая, и она с удовольствием запрыгнула на кресло, она очень любит смотреть в окно. Вторую маленькую собачку, она еще щенок, мы ее просто взяли на руки, она с удовольствием тоже поучаствовала. Мужу приделали бороду, дочке надели картуз, потому что на одной картине есть на заднем плане человек в картузе. Я была в черном, ну, это образ Богородицы на самом деле, в черном таком платке держу ребенка. Вот такой процесс.
Зачинщиком флешмоба стал калифорнийский художественный Музей Гетти, который запустил хештег #tussenkunstenquarantaine (в переводе с голландского — «между искусством и карантином»). Тренд поддержали крупные музеи мира — Лувр, Метрополитен, Эрмитаж.
Россияне работы публикуют под хештегом #изоизоляция. Любимые картины для подражания — автопортреты Фриды Кало, «Американская готика» Гранта Вуда с семейной парой и вилами, «Поцелуй» Климта. Портреты — самое сложное, рассказывает автор многочисленных косплеев, актриса Оксана Голубева.
Оксана Голубева актриса «Когда ты один дома, портреты снимать очень тяжело. Во-первых, ты готовишь реквизит, костюм, фон, напротив ставишь стремянку, на стремянку ставишь кроссовок, в кроссовок ставишь телефон, нажимаешь таймер на десять секунд, бежишь на точку, поправляешь костюм, надо еще выражение лица правильное сделать, фотографируешь. Бежишь обратно, смотришь ошибки и делаешь то же самое. Уходит на это где-то полдня, но очень весело и не приходится грустить».
Художественной ценности эти работы, конечно, не несут, то есть продать их или открыть выставку невозможно, считает директор музея современного искусства «Гараж» Антон Белов, но это большая социокультурная акция.
Антон Белов директор музея современного искусства «Гараж» «Я не могу сказать, что это какое-то великое художественное явление. Самое главное, что это человеческое проявление и что люди делают какие-то классные штуки. Мне точно так же классным показалось даже не то, что они сами произведения искусства изучают, а то, что они изучают очень странный феномен — это часто вещи, которые находятся на произведениях искусства. Они, как правило, выпадают из взгляда обычного зрителя в музее. Им приходится повторять, изучать ткани или что-то. Это совершенно другой мир. Больше, это скорее пока всеми обсуждается как флешмоб, но на самом деле это большая социокультурная акция. Это вряд ли перерастет в выставку, но, скорее всего, это перерастет в какую-то большую аналитическую работу для кого-то, и это здорово».
Российские работы больше отличает то, что в них очень часто используются продукты. Сухарики заменяют собак на картине Брейгеля «Охотники на снегу», консервные банки золотистого цвета походят на вангоговские подсолнухи, а гречка становится фоном для многих картин. Из туалетной бумаги делают парики и жабо. Запасов продуктов и таланта у пользователей должно быть достаточно, что пережить этот глобальный карантин.